Фото: личный архив митрополита
Любить друзей легко и естественно, любить врагов тяжело. Но любовь к врагам — она другая. Она возможна только в самом Боге, когда вот Господь Сам обнимает людей. Это чувство некоего опыта, когда ты не сам любишь врага, а когда Бог, Который находится в тебе, Он помогает тебе его любить. Вот я понимаю, что своими силами не научусь. Я прошу Бога дать мне эту любовь, чтобы Он, любя нас обоих, соединил так, чтобы мы, по крайней мере, не враждовали. Любовь к врагу — это не брызги шампанского, эмоции. Любовь к врагу не значит, что я должен обнять и полностью доверять, даже душить в своих объятиях. Я могу любить человека, но зная его отрицательные стороны, зная, что на каком-то этапе жизни он может опять предать, я должен быть осторожен. Для этого ведь и разум дан человеку. Любовь же никак не отменяет осторожности, не упраздняет недоверие. Просто эти осторожность и недоверие должны быть растворены в любви, но не в ненависти.
…Я встречал людей, не способных любить. Очень трудно ответить, почему так бывает. Такое ощущение, что с детства у людей это чувство как будто бы атрофировано. Нет, я, наверное, все-таки, ошибаюсь. Это мне кажется, что оно атрофировано. Мне кажется, что человек это чувство просто не стал развивать в себе в силу каких-то своих представлений о жизни, может быть, целей в жизни. Он как будто сам установил над этим «реактором» непробиваемый колпак, и сквозь этот колпак он сам мешает любви пробиться. Хотя и кажется, что у него огромный потенциал, но он почему-то сам не хочет его использовать. Однако если бы он его использовал, он намного больше бы сделал в своей жизни и добился бы того, чего он хочет, если бы он растворил все свои таланты и способности в любви.
Дар любви всегда нужно принять. А приняв, еще и приумножить. Наверное, человек принял его и спрятал сразу в карман, не захотел воспользоваться. Но этот дар... Да, все-таки я неправ. Этот дар дается каждому человеку. Он может быть атрофирован. Но все равно это то, что человеку было дано и атрофировалось.
Нет ничего выше в этом мире, чем человек. О христианском понимании этой мысли лучше всех сказал святитель Иоанн Златоуст. И я лучше уже не скажу. Весь мир не стоит одного человека, весь мир создан ради человека. Чего бы ценного ни взяли вы в этом мире, оно для Бога не сравнится по ценности с человеком. Никакие наши красивые теории, задачи, грандиозные планы не имеют ценности, если они разрушают что-то человеческое. Не хотелось бы, чтобы мы на своих местах превращались в бюрократов, потому что тогда возникает такая опасность.
…Мы сейчас вообще живем в цифровое время, и у нас появляется такое «Евангелие в цифрах». Мы измеряем свое служение цифрами, процентами. Я не знаю, нужна ли эта статистика вообще? Мы ведь не сами совершаем служение, мы только сеем, а взращивает Бог. Но мы очень много приписываем себе. А коли приписываем, то будем в этом обязательно посрамлены, ведь это не наше. Мы отчитываемся как за наше, а это не наше, оно нам не принадлежит. И за этими цифрами очень часто теряется сам человек. Мы даже друг друга иногда рассматриваем как функционеров, которые могут решить те или иные проблемы. Где же тогда человек? А ведь человек остается человеком, со своими слабостями, и он не винтик, не механизм. Хотя механизмы тоже ломаются.
…Что касается «границ сердца», мне хочется тоже, чтобы я научился расширять эти границы и принимать любого человека таким, какой он есть. Принимать в свою жизнь сразу, с порога, ни в коем случае не выгонять его, не отрицать его, а принимать в свое сердце, и потом отдавать его судьбу в руки Божии. Мы очень часто сразу оцениваем человека, с порога. Это неправильно. Неправильно судить по внешнему виду. К сожалению, в храмах часто смотрят именно на внешнее и незамедлительно выражают свои эмоции. Хотя, может, человек в первый раз пришел в Церковь, а после такого визита, возможно, что и в последний.
Все мы дети Божии. Мы принимаем человека. Да, с его грехом. Мы не принимаем его грех, не принимаем философию его греха. Мы не принимаем его согласие с грехом, но принимаем его. И, может быть, он, принятый нами, сможет потом избавиться от греха. Но если мы не примем человека, если не покажем ему на деле ту любовь, о которой трубим и говорим постоянно, тогда он останется со своим грехом на всю жизнь.
В общении со студентами я не раз говорил, что всегда готов выслушать любого человека с любой проблемой. Что бы вы ни натворили, пусть даже самое страшное, сразу приходите ко мне. Не ждите, пока вас вычислит дежурный помощник или скажет об этом инспектор. У меня есть правило такое: если я узнаю от инспектора или от дежурного помощника, тогда уже, ребята, не надейтесь ни на что, всё, это уже нечестно! Поэтому, если вы что-то натворили — идите первыми, подходите в храме, на лестнице, на улице — где угодно, и говорите, что у вас такая-то проблема. Моя задача —вместе с вами эту проблему решить и перевести ее из некрасивого образа в образ красивый. «Милостью Промысла Божьего все нехорошее сделать хорошим». Такое было не раз в жизни студентов Петербургской духовной академии. Для меня это было огромным счастьем. Ты видишь, как с твоим участием меняется жизнь человека. Хотя формально человека нужно было просто отчислить, а я не отчислял. Иногда мы даже покрывали происшедшее завесой тайны от других, и потом вдруг возникало нечто красивое в жизни этого человека, и он с огромной надеждой шел дальше по пути.
Но есть два пункта — это дерзость и ложь. Это те заслонки, которыми люди сами закрываются друг от друга. Есть дерзость внутренняя — это такое неприятие всего того, что вокруг тебя происходит, безапелляционное настаивание на своей неправоте. И, конечно, дерзость по отношению к старшим, когда человек оскорбляет старшего, когда он ему дерзит. И ложь. Ложь просто мешает установлению доверительных отношений и решению проблемы. Эти вещи очень трудно принять.
Ранее в рамках проекта:
- Что может сказать христианство современному молодому человеку
- Ничего нельзя удержать
- Свет прекрасных дел
- Призванные стать небом
- На пути к обóжению
- Приобрести истинное богопознание
- Смирением измеряется духовный рост
- Как пережить радость прощения
- Сложная заповедь любви
- Ключи Царствия
- Царство Божие уже здесь
- О виноградарях и о Хозяине дома сего
- О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
- Пилат и Иисус
- Митрополит Амвросий: Заповедь «Не бойся»
- Золотое правило любви
- Проповедовать образом собственной жизни
- Пропасть, разделяющая людей
- Подготовиться к встрече с Бесконечно Другим
- Томление, которым томился Христос
- Смысл христианского пути
-
О богатстве настоящем и мнимом
- О воле Божией и о лукавстве дней
- О милосердии Божием и неблагодарности человеческой
- Если не строить «живые храмы», то и стены будут никому не нужны
- Пастырское окормление
- Священник — человек молитвы
- Главный ключик к человеку — это искренность
- Как вовлечь молодежь в церковную жизнь
- Хочется, чтобы Церковь была пространством свободы
- Сан не делает человека умнее
- Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс
- С Богом нужно разговаривать, можно жаловаться и возмущаться
- Что такое современное богословие?
- Почему монахам нужно образование
- Вера
- Надежда
- Терпение
- Прощение
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверь и Тверская область, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.