Фото: личный архив митрополита
Произнеся перед учениками притчу о сеятеле, Господь не оставляет в неведении слушающих Его во «время оно» апостолов, а также и нас, относительно смысла этой притчи. Он сразу же поясняет, что означают образы, которые дал Он в притче: семя — слово Его; каменистая почва, дорога, добрая земля — состояние наших душ и способность воспринять весть о спасении (см.: Лк. 8:5–15).
Но, несмотря на кажущуюся простоту, за образами притчи, даже растолкованными, остается глубокий смысл. Потому что каждому из нас хочется подумать: вот, я стою в церкви за литургией, значит, семя слов Христовых в моем случае упало на добрую землю и дало должный плод. И сама способность думать так, думать о себе в таком ключе, уже может быть показателем совершенно иной, каменистой почвы, от которой отскочили слова Христа.
Господь неслучайно дает образ почвы. Ведь почву можно и нужно возделывать. То есть нет какой-то определенной раз и навсегда данности: у одного сердце — камень, у другого — сухая земля, и лишь у кого-то — добрая и плодоносная. Сердце каждого из нас — в зависимости от работы над собой, в зависимости от возделывания почвы — может быть в разное время как неспособным воспринять что-либо о Христе и от Христа, так и вполне способным из слова прорастить добрый плод.
И для человека, имеющего, по слову Христа, «уши слышать», желающего воспринять то, о чем проповедовал Спаситель, неизбежен вопрос: Господи, а как же мне возделывать почву своего сердца так, чтобы упавшее в нее от Тебя не было похищено диаволом, не засохло по причине моего невнимания, а все-таки выросло? И как я могу узнать, в каком состоянии мое сердце сейчас, способен ли я слышать, или мне только кажется, а слова Твои остаются лежать во мне без всхода?
Конечно же, ответом на этот вопрос будет христианская работа над своим внутренним состоянием. Это и аскетические упражнения, и практика молитвы, и дела милосердия. Но прежде всего — смирение, без которого любая работа становится поводом для возвеличивания себя, гордости, спеси, лицемерия. Ведь мы часто видим примеры того, как вроде бы христианин по слову, может быть, даже священнослужитель, который и служит постоянно, и приобщается Христу,— не становится лучше. Кажется — как это может быть? Неужели Господь не дает благодати приходящему к Нему и даже служащему Ему? Господь, как знаем мы из Священного Писания, конечно же, дает благодать. Но дает ее только смиренным (см.: Притч. 3:34; Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).
Еще одно измерение сегодняшней притчи — особенно актуально для священнослужителей, для будущих священнослужителей да и вообще для всех, кто чувствует способность проповедовать Евангелие, поскольку к проповеди призваны все мы: и облеченные благодатью священства, и все верные — монахи, студенты, миряне, прихожане. Ведь если всмотреться в образ сеятеля, то очевидным становится тот факт, что сеятель, скорее всего, сеет где-то на поле. Не на дороге и не в пустыне, что было бы крайне неразумно со стороны сеющего. И, скорее всего, те семена, которые падают на камень или при дороге,— не правило, но исключение из правил. Основная масса семян попадет куда нужно и взойдет. И даст плод сторицей, как говорит Господь.
Поэтому наше дело как Его учеников — сеять семя слов Евангелия без сомнений и рассуждений о том, что работа эта может оказаться бесполезной. Ибо и в посеве семян пшеницы главное дело за Богом, человек лишь опускает семя в землю, но не влияет на то, как оно всходит. Потому что чудо зарождения веры, как и чудо пробуждения семян к росту, находится вне границ нашего влияния. То же самое и с семенами евангельской проповеди.
А главный инструмент проповеди христианства для каждого из нас — священнослужителя, мирянина, студента, прихожанина — собственный образ жизни. Безусловно, важно говорить о Христе, Священном Писании, о православном богословии. Важны и богослужения, и внешняя стройность общественной молитвы. Но если при всем этом мы, каждый в отдельности, в самой обыденной жизни — в магазине, в семье, на улице, в офисе и в метро — не будем являть на деле христианский образ жизни, все семена упадут мимо.
Проповедовать образом собственной жизни гораздо значимее, чем словами. Проявлять доброту или хотя бы вежливость по отношению к людям, совершать дела милосердия, стараться в раздражающих ситуациях быть чуточку лучше себя самого и не раздражаться — все это может стать залогом того, что и словесная наша проповедь будет услышана, попадет на готовую почву и даст плод, о котором говорит сегодня в Евангелии Спаситель мира.
Ранее в рамках проекта:
- Что может сказать христианство современному молодому человеку
- Ничего нельзя удержать
- Свет прекрасных дел
- Призванные стать небом
- На пути к обóжению
- Приобрести истинное богопознание
- Смирением измеряется духовный рост
- Как пережить радость прощения
- Сложная заповедь любви
- Ключи Царствия
- Царство Божие уже здесь
- О виноградарях и о Хозяине дома сего
- О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
- Пилат и Иисус
- Митрополит Амвросий: Заповедь «Не бойся»
- Золотое правило любви
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.