Фото: личный архив митрополита
Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный! (Лк. 5:8), — слышим мы испуганный возглас апостола Петра после того, как он вдруг осознал, Кто стоит перед ним. Эти слова кажутся странными нам, ищущим Бога, ищущим молитвенного настроения в храме, необычных ощущений и духовных опытов. Мы ждем чудес, ждем чего-то необычного, не удовлетворяясь той реальностью, которая и есть — Его живое присутствие. А тут — эта человеческая скромность апостола Петра, перед которым стоит Тот, Которого все мы так усиленно ищем. И, оказываясь в такой ситуации, Петр, как и все человечество, становится неспособным выдержать это присутствие.
Встреча с Богом — это суд для человека. Нам нечего сказать Ему, сотворившему нас и знающему о нас больше нас самих. Нам нечего принести Ему, нечего отдать. Мы ищем духовных переживаний, умиления и божественного вдохновения, забывая, что Бог явится каждому из нас, вне зависимости от наших желаний, когда Он Сам того захочет. Потому что Бог не зависит от наших попыток к Нему приблизиться и не нуждается ни в чем.
И когда каждый из нас предстанет перед Ним, исполнив, казалось бы, самые сокровенные свои чаяния и устремления всей жизни, скорее всего, окажется так, что нет сил и нет готовности к этой встрече, самой главной встрече в жизни. Как писал об этом митрополит Сурожский Антоний, «мы часто молимся, воображая, что мы уже находимся в Царстве Божием, что мы уже принадлежим Божией семье, что мы уже среди тех, которые могут ликовать в Его присутствии. Как часто должны бы мы отдавать себе отчет, что всей своей жизнью мы вышли из этого Царства, что в нашей жизни Бог не Царь, Он не Господь, Он не Хозяин, Он даже не Друг, Который в любую минуту может постучаться и ради Которого мы способны все забыть».
Слова Петра, скорее всего, с достаточной точностью выражают чувства человека, который встретил Бога лицом к лицу. Даже он, апостол, который ходил с Христом повсюду и разделял с Ним повседневность и быт, вдруг с ужасом осознает свою греховность и неспособность находиться рядом. Он даже не способен сам уйти, может лишь только просить Бога удалиться. Так и Адам, слыша звук шагов Божиих в древнем раю, после искушения и грехопадения, желает скрыться от страха. И Израиль, находясь у подножия Синая, просил, чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх. 20:19).
Но Христос, видя смущение Петра, говорит ему: не бойся (Лк. 5:10). Фраза эта становится одним из главных посылов христианства. Это слова Бога, обращенные через тысячелетия к прячущемуся от ужаса Адаму: «Адам, не бойся. Это Я».
Я — Христос. Не всепоглощающий и истребляющий огонь, но Творец мира и Отец, через Сына протягивающий руку для примирения. Ту самую руку, которой вылепил из праха земного тебя, Адам. Не наказывающий и истребляющий грешников ревнитель, но Примиритель, к ногам Которого может припасть даже самая последняя грешница и ощутить прощение и совершенный мир.
Не бойся. С этих слов начинается спасение человечества, когда Ангел так обращается к Деве, говоря Ей о рождении Спасителя: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына… …И будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:30–31, 33).
Не бояться — это словно новая заповедь молодому человечеству, ради которого сошел на землю Бог. Как часто нас и по сей день пугают самые разные люди, считающие, что они лучше, духовнее, сильнее других людей или знают больше прочих. Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые, даже прикрываясь самыми возвышенными словами, рождают в нас чувство страха и неуверенности, мы должны вспоминать эти слова Спасителя мира, которые и отличают дух евангельского учения: Не бойтесь!
Ранее в рамках проекта:
- Что может сказать христианство современному молодому человеку
- Ничего нельзя удержать
- Свет прекрасных дел
- Призванные стать небом
- На пути к обóжению
- Приобрести истинное богопознание
- Смирением измеряется духовный рост
- Как пережить радость прощения
- Сложная заповедь любви
- Ключи Царствия
- Царство Божие уже здесь
- О виноградарях и о Хозяине дома сего
- О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
- Пилат и Иисус
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.