Только новости экономики
Все новости
Общество
Религия

Митрополит Амвросий: Почему монахам нужно образование

«Ты выбери — или будь невеждой и святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком, потому что иначе получится, что на вопросы, на которые человек имеет право получить ответ, ты не отвечаешь ни по святости, ни по образованию», — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «Почему монахам нужно образование» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
Поделиться
Подписаться
Митрополит Амвросий: Почему монахам нужно образование
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

Давайте вместе порассуждаем, зачем монашествующим необходимо образование, являвшееся абсолютной ценностью в самые разные эпохи человеческой цивилизации.

Согласно выразительной сентенции Посидония: «Один день образованного человека дольше самого долгого века невежды».

Прежде всего, стоит говорить о богословском образовании, но помимо этого иметь в виду и гуманитарное образование в самом широком смысле этого слова, и прикладное образование.

Само по себе образование, ученость или не ученость — не влияет прямо на дело нашего спасения. Господь Иисус Христос ничего не говорит о том, что знания необходимы для спасения. Он спас нас от смерти, даровал путь веры, призвал следовать узким путем, ведущим в Небесное Царствие. Именно вера, живая благодаря делам доброделания, приводит нас ко спасению. Однако почему же тогда вообще мы поднимаем вопрос об образовании для монахов? И если посмотреть шире — почему именно христианское монашество за последние две тысячи лет было очагом образованности, учености, знаний? Особенно если посмотреть на средневековую науку: едва ли ни каждый второй в ряду выдающихся ученых — монах.

Если же говорить о нашем богословии, о богословских трактатах, о книгах, посланиях, текстах, из которых в числе прочего сложилось Предание Православной Церкви — подавляющее большинство из них написано учеными монахами. То есть сама ученость монашества заложена в основание нашего Предания. И надо иметь в виду, что ученость, начитанность — это не каприз души, а в полной мере добродетель. Так, например, преподобный Феодор Студит прямо пишет о чтении в составе «первых добродетелей»: «слеза, молитва, коленопреклонение, плач, умиление, стихословие, чтение, рукоделие, бдение, безмолвие, исшествие ума к Богу…».

Преподобный Максим Исповедник пишет в свою очередь: «Любовь и воздержание освобождают душу от страстей, чтение и созерцание — освобождают ум от неведения, а состояние молитвы поставляет его перед Богом».

Из чтения древних текстов не всегда понятно, о каком познании и образовании идет речь. У преподобного Ефрема Сирина находим: «Уста монаха да открываются словом Божиим, а его сердце да изучает словеса Господни без рассеяния». Большинство текстов описывает харизматические состояния души подвижников, переживаемые как откровение. «Монах — это воспитанный язык». «Монах — это утвержденный разум»,— читаем у известной ученой монахини IX века Кассии, которая, пользуясь лучшими достижениями современной ей учености, пыталась дать образ идеального монаха. «Монах — это всеисторическая книга, одновременно показывающий примеры и учащий». Монахиня Кассия, как и ряд духоносных отцов, исходила из идеала любомудрия, сформулированного в античности, но получившего огромное развитие в христианскую эпоху. Данный идеал — в абсолютной гармонии между словом и делом, между теорией и практикой. Образован не тот, кто много знает или кто знает плохое и хорошее, не тот, кто подобно первозданному Адаму вкушает от древа познания добра и зла, а тот, кому удается реализовать в своей жизни идеальные и священные принципы добра.

Мы живем в другую эпоху. И, конечно, говорить о том, что образование современным монахам необходимо совершенно по тем же причинам, по которым оно было необходимо монахам средневековым, мы не можем. У нас другие причины и мотивы, продиктованные обстоятельствами нашего времени. И вот тут можно найти достаточно веские причины для утверждения, что монахам необходимо базовое богословское образование и шире — гуманитарное.

Наши монастыри и монашествующие не настолько удалены от мира, чтобы не иметь с ним соприкосновения. Нынешние монастыри стоят в городах и весях, они не закрыты, в них едут люди для того, чтобы получить назидание, наставление, поддержку и духовный совет. И в этих ситуациях все-таки большинство монашествующих, особенно молодых, не имеют достаточно духовного, да и житейского опыта для того, чтобы дать ответы на поиски вопрошающих. И вот этот недостаток личного опыта может восполнить образование. Ведь образование — не что иное, как творческое перенятие и использование сконцентрированного опыта других людей, более опытных в чем-либо.

По этому поводу хотел бы привести слова митрополита Сурожского Антония, с которыми он обращался к молодым священникам своей епархии. Он говорил им:

«Ты выбери — или будь невеждой и святым, или хорошо образованным человеком; но пока ты не святой, пожалуйста, будь образованным человеком, потому что иначе получится, что на вопросы, на которые человек имеет право получить ответ, ты не отвечаешь ни по святости, ни по образованию. Скажем, когда нормально образованный прихожанин говорит: “Я читал книгу такого-то писателя; что о нем думать?” — и вы никогда не слыхали о нем, в то время как все вокруг давным-давно прожужжали уши об этом, что подумает этот человек? что он от вас получит? Если вы пошли бы с этим же вопросом к Серафиму Саровскому, который, конечно, Тейяра де Шардена не читал бы, он все равно ответил бы на вопрос, но из другого источника. А от необразованности ничего не прибавится. Я не специально светски образован, но опыт показывает, что иногда то немногое, что я знаю, мне дает доступ к людям, которым нужен этот доступ; а если сказать: “Не знаю, никогда не слыхал”,— люди просто ушли бы».

Это утверждение не меньше относится и к монашествующим. Ведь недаром к нам идут за духовной поддержкой люди. Согласно классическому выражению преподобного Иоанна Лествичника, «свет монахам — Ангелы, а свет всех людей уединенное, то есть монашеское, жительство». Они ищут у них духовной мудрости, света, ищут знаний, которые недоступны им. И нам, монашествующим, необходимо давать ответ. Но для этого нужно быть либо святыми, либо образованными. И вот пока мы не святые — нужно быть хотя бы образованными. А когда станем святыми — про образование можно будет забыть. Но до этого нельзя утверждать, что нам не нужно быть образованными.

Монашествующие могут принести много пользы приходящим в обители людям. Но для того, чтобы суметь передать церковное Предание — необходимо понимать язык, на котором говорят современные люди, особенно молодежь. Ведь как мы сможем дать им то, что они хотят услышать, если мы не знаем, с одной стороны, глубоких потаенных пластов христианской традиции, а с другой стороны, языка, на котором пришедший человек поймет то, о чем мы говорим? Вот в таких вещах и обязано помочь образование.

Конечно, можно надеяться на то, что Дух Святой даст и подходящие слова, когда к нам придет со своими чаяниями вопрошающий человек. Однако такая идея, с одной стороны, может происходить из гордости, из уверенности в том, что, раз есть некий опыт богообщения, то всенепременно Дух Святой освятит и уста, и ум настолько, чтобы, не имея слова, они могли изречь его. А с другой стороны, читая Писание и творения отцов, мы видим, что люди, избранные Богом, через которых Он вещал Свое слово, часто по-разному выражали свой опыт в зависимости от своих дарований и образования.

Ни для кого из нас не секрет, что монастырь с юридической точки зрения — организация, которая существует в обществе и государстве и взаимодействует с государством и с различными службами. Нам необходимо вести монастырское хозяйство, уметь поддерживать свою инфраструктуру, иметь возможности для проповеди. И для таких вещей должны быть вполне специфические знания: юриспруденции, технические, педагогические, экономические, медицинские. И было бы очень хорошо, если бы этими знаниями в монастырях обладали монашествующие, которые и сейчас по факту выполняют эти послушания, но не всегда на хорошем профессиональном уровне, и часто организация монастыря может терпеть от этого некоторый ущерб.

Мы живем в эпоху, когда процент образованных людей растет, и церковное слово, обращенное к ним, должно соответствовать их уровню. Можно, конечно, сказать, что они должны бы смириться и, как некогда философы слушали простых рыбаков-апостолов, так и они должны бы слушать простые речи и проникаться ими. Однако и апостолы, и святые отцы нередко прибегали к риторическим изяществам и обращались к образам мирских наук, дабы уловить в спасительные сети Церкви людей, находящихся во тьме.

Мы можем вспомнить, что и отцы Церкви, такие, как святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Григорий Палама, преподобные Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Максим Исповедник и другие, не гнушались образованием, а некоторые и писали творения, побуждавшие изучать не только церковное учение, но и эллинских мудрецов, черпая из них мудрость, подобно пчеле, собирающей нектар со многих цветов. Нам известны монашеские флорилегии (антологии, цветословы), составленные не только из цитат отцов, но из философских изречений древних мыслителей.

Святитель Василий Великий в своем знаменитом слове «К юношам о том, как получать пользу из чтения языческих сочинений», писал о подготовительной роли образования к духовным подвигам: «И мы, конечно, должны держаться той мысли, что нам предлежит подвиг, важнейший всех подвигов,— подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе. Красильщики назначенное к окраске приготовляют сперва особыми способами, и потом наводят цвет, пурпуровый или другой какой; подобным образом и мы, чтобы добрая слава наша навсегда оставалась неизгладимою, посвятив себя предварительному изучению сих внешних писателей, потом уже начнем слушать священные и тáинственные уроки, и как бы привыкнув смотреть на солнце в воде, обратим, наконец, взоры к самому свету».

Святитель Василий формулирует универсальный принцип глубочайшей пользы светского образования для получения образования духовного. Эти слова можно понять и в более универсальном смысле — как указание на вспомогательный характер образования для спасения. Так или иначе, образованный монах, имея опыт пусть и внешнего трудолюбия ума, должен быть столь же дисциплинированным (если вспомнить характерное побуждение аввы Дорофея) в вопросах молитвенной практики и созерцания.

Некогда монастыри были образовательными центрами, в настоящее время они могут стать центрами церковной науки. Сейчас не всегда существует необходимость содержать огромные сельхозугодия, для обеспечения монастыря. Но послушания у монахов быть должны. Нет нужды и в переписывании книг, однако имеется огромная нужда в переводах творений отцов Церкви, в комментариях к ним, в комментариях к Писанию на языке современной культуры, необходим ответ на идеологии, противящиеся христианству, такие как новый атеизм.

Замечателен пример древнейшего монастыря Антония Великого в Египте, в который принимаются только лица с высшим образованием, отслужившие в египетской армии, прошедшие трехлетний период испытания. Такие же условия имеются и во многих коптских монастырях. Потому что быть самостоятельными — особенно важно монастырям, находящимся на территории мусульманских стран, ведь они могут быть ущемлены в правах в любое время, им просто нельзя быть беспомощными.

Можно и нужно, конечно, надеяться на чудеса и помощь Духа Святого, но вместе с тем необходим наш труд, и не только молитвенный. Ведь так было всегда, во все времена существования монашества. Особенно же так было в древности. Монастыри были и должны быть оплотами образованности, книжности, оплотами мудрости житейской и духовной. О необходимости монашеского трудолюбия прекрасно сказано у святого императора Юстиниана: «Подобает монахам делать двойное дело: или заниматься Божественными Писаниями или подобающим монахам деланием, которое принято именовать рукоделием, занятиями и трудом. Ибо мысль, в пустоте пребывающая, не сможет породить ничего хорошего».

В монастырях должен быть и физический и духовный, и интеллектуальный труд, облагодатствованный Божественною силою, чтобы и ныне они могли соответствовать риторическому вопросу святителя Иоанна Златоустого: «Или ты не видишь, что пришла (ко Христу) вся вселенная? Что заблуждение угасло? Что философия монахов светит сильнее солнца?»

Ранее в рамках проекта: 


Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверь и Тверская область, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
В Твери представили вариант оформления Аллеи Славы в микрорайоне Мамулино - новости Афанасий
Общество

В Твери представили вариант оформления Аллеи Славы в микрорайоне Мамулино

25.01.2022
В Твери отправили под арест любителя тонировки  - новости Афанасий
Общество

В Твери отправили под арест любителя тонировки

25.01.2022
Выплаты будут: экономист рассказал, сколько получат россияне - новости Афанасий
Общество

Выплаты будут: экономист рассказал, сколько получат россияне

25.01.2022
Москва благоустроит Ржевский мемориал за 250 млн рублей  - новости Афанасий
Общество

Москва благоустроит Ржевский мемориал за 250 млн рублей

25.01.2022
Украинца, незаконно находившегося в Тверской области, суд решил выдворить из России - новости Афанасий
Общество

Украинца, незаконно находившегося в Тверской области, суд решил выдворить из России

25.01.2022
Проезд в электричках Москва - Тверь подорожает второй раз с начала года  - новости Афанасий
Общество

Проезд в электричках Москва - Тверь подорожает второй раз с начала года

25.01.2022
В Тверской области с владельца машины, попавшей в ДТП, взыскали 40 тысяч рублей за сбитого лося - новости Афанасий
Общество

В Тверской области с владельца машины, попавшей в ДТП, взыскали 40 тысяч рублей за сбитого лося

25.01.2022
Выплата пособий началась: кто получит деньги досрочно  - новости Афанасий
Общество

Выплата пособий началась: кто получит деньги досрочно

25.01.2022
Рекомендуемое
Выплаты будут: экономист рассказал, сколько получат россияне - новости Афанасий

Выплаты будут: экономист рассказал, сколько получат россияне

25.01.2022
Выплата пособий началась: кто получит деньги досрочно  - новости Афанасий

Выплата пособий началась: кто получит деньги досрочно

25.01.2022
Выплаты вырастут в 10 раз: кто будет получать 14 000 рублей - новости Афанасий

Выплаты вырастут в 10 раз: кто будет получать 14 000 рублей

25.01.2022
«Да» и «нет» не говорить: какие слова нельзя использовать в разговоре с мошенниками - новости Афанасий

«Да» и «нет» не говорить: какие слова нельзя использовать в разговоре с мошенниками

24.01.2022
Малообеспеченным семьям с детьми предлагают давать деньги на детские товары - новости Афанасий

Малообеспеченным семьям с детьми предлагают давать деньги на детские товары

24.01.2022
Кто получит новые выплаты в январе, феврале и марте, рассказали в ПФР  - новости Афанасий

Кто получит новые выплаты в январе, феврале и марте, рассказали в ПФР

22.01.2022
В России вырастут штрафы для недобросовестных коммунальщиков - новости Афанасий

В России вырастут штрафы для недобросовестных коммунальщиков

21.01.2022
Детские пособия: стало известно, когда придут  - новости Афанасий

Детские пособия: стало известно, когда придут

20.01.2022
Сейчас читают
В Тверской области продолжают открываться центры амбулаторной помощи - новости Афанасий

В Тверской области продолжают открываться центры амбулаторной помощи

25.01.2022
На дороге в Твери после ДТП полыхала легковушка - новости Афанасий

На дороге в Твери после ДТП полыхала легковушка

25.01.2022
В Твери представили вариант оформления Аллеи Славы в микрорайоне Мамулино - новости Афанасий

В Твери представили вариант оформления Аллеи Славы в микрорайоне Мамулино

25.01.2022
Управляющий Тверским отделением Сбербанка обсудил с тверскими студентами тренды будущего - новости Афанасий

Управляющий Тверским отделением Сбербанка обсудил с тверскими студентами тренды будущего

25.01.2022
Россиян предупредили о росте цен на хлеб - новости Афанасий

Россиян предупредили о росте цен на хлеб

25.01.2022
В России ужесточат ответственность за систематические побои

В России ужесточат ответственность за систематические побои

25.01.2022
В колониях и СИЗО в Тверской области отменяют свидания - новости Афанасий

В колониях и СИЗО в Тверской области отменяют свидания

25.01.2022
Здание старой церкви в Тверской области оказалось бесхозяйным - новости Афанасий

Здание старой церкви в Тверской области оказалось бесхозяйным

25.01.2022
Новости партнеров

Сейчас читают

В Тверской области продолжают открываться центры амбулаторной помощи - новости Афанасий
Здоровье

В Тверской области продолжают открываться центры амбулаторной помощи

25.01.2022
На дороге в Твери после ДТП полыхала легковушка - новости Афанасий
Происшествия

На дороге в Твери после ДТП полыхала легковушка

25.01.2022
В Твери представили вариант оформления Аллеи Славы в микрорайоне Мамулино - новости Афанасий
Общество

В Твери представили вариант оформления Аллеи Славы в микрорайоне Мамулино

25.01.2022
Управляющий Тверским отделением Сбербанка обсудил с тверскими студентами тренды будущего - новости Афанасий
Экономика

Управляющий Тверским отделением Сбербанка обсудил с тверскими студентами тренды будущего

25.01.2022
Яндекс.Метрика