Только новости экономики
Все новости
Общество
Религия

Митрополит Амвросий: О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины

«С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире была поставлена на совершенно иной пьедестал — именно Этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина». — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
1
Поделиться
Подписаться
Митрополит Амвросий: О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

Все мы слышали евангельскую историю о Марфе и Марии. Господь путешествует из Галилеи в Иерусалим и на этом пути беседует со Своими учениками об истинном ученичестве Богу. Мы слышали, как Иисус Христос входит в дом Марфы в Вифании, где ее сестра, Мария, садится у ног Господа и слушает Его учение, вникает и размышляет. Марфа же суетится, считая, что делает самое важное в данный момент дело — готовит угощение для великого Гостя. Марфа просит Господа сказать Марии, чтобы та помогла ей. На что Господь отвечает: «Марфа, ты беспокоишься о многом, а Мария избрала одно действительно необходимое. И оно уже не отнимется от нее» (см.: Лк. 10:41–42).

Мария сидит у ног Господа Иисуса. Такая ситуация была типичной для взаимоотношений учителя и ученика. Однако в то время невозможно было даже предположить, что учеником может быть женщина. Эту возможность принесло время Нового Завета. С момента Рождества Пресвятой Богородицы женщина в мире была поставлена на совершенно иной пьедестал — именно Этой рожденной ныне Деве предстоит стать Матерью Воплощенного Слова Божия. Женщине в Новом Завете доверена такая честь, которой не сподобился и не сподобится ни один мужчина. Несмотря на то, что и сегодня мы можем слышать голоса отдельных людей о некоем несовершенстве или умаленности женщины по сравнению с мужчиной, Господь наш Иисус Христос это ветхозаветное мнение не раз опровергает в Евангелии, в том числе указанием на сидение Марии у ног Христа.

Рождество Пресвятой Богородицы — это праздник венца многовекового приготовления Богом человечества к тому моменту, когда Он сможет стать одним из нас. Наконец, веками возделываемое, подобно нежному цветку, человечество смогло дать свой самый лучший плод Богу — рожденную Отроковицу, Которая сможет стать Его Матерью. Это праздник сокровенного роста человечества, руководимого Богом, роста в любви, добре и духовной свободе. Неслучайно именно с этого праздника начинается церковный новый год: родилась Мария и началась история мира Нового Завета.

Итак, Господь говорит, что Мария избрала что-то такое, что единственно необходимо человеку. Из Евангелия мы понимаем, что речь идет о способности слушать слово Божие, способности вникать и понимать то, чему учит Божественный Учитель. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11:28) — завершается это евангельское зачало. Тут еще раз мы слышим о важности сначала услышать слово Господа, для того чтобы потом его исполнить.

Деятельная Марфа заботится о большом угощении, о том, как бы побольше и получше послужить Учителю. Созерцательная Мария старается сесть поближе, чтобы услышать слова Учителя. Марфу раздражает, что она должна делать работу одна. Мария умиротворена. Марфа пытается угодить и создает суету, а Господь уже готовится к испытаниям и смерти. Господь уже видит ожидающий Его впереди, в Иерусалиме, Крест.

Традиционно образы Марфы и Марии рассматриваются как метафоры двух путей служения Богу. Путь Марфы — это путь деятельной любви, того, что сейчас мы называем социальным служением, а путь Марии — это путь любви созерцательной, или молитвенного служения. Часто нам кажется, что эти два пути если не противоположны друг другу, то, по крайней мере, сложно сочетаются, они как будто параллельны и редко пересекаются.

Именно в образе Пресвятой Девы Марии мы имеем прекрасный пример сочетания двух этих путей. Кто может возразить, что Она созерцательна и молитвенна, что Она скромна и молчалива и всецело погружена в служение Богу Своим сердцем, в мыслях обращена всегда к Нему? Но можно ли сказать, что Она бездеятельна, что Она совершенно оторвана от служения ближним, от помощи простым людям? Не Она ли замечает недостаток вина на браке в Кане Галилейской, куда Она была приглашена вместе со Своим Сыном? Не Она ли обращается к Нему с просьбой помочь этим бедным людям?

Да, до Своего мнимого брака с Иосифом Обручником Она пребывала в храме, что можно было бы назвать своего рода монашеским житием, путем Марии, но после рождения Своего Сына Она была погружена в житейские заботы, в простую бытовую жизнь, не менее, чем Марфа. Да и многие великие святые отшельники по призванию Бога возвращались в мир, чтобы разделить с людьми радость встреченного ими Господа, обретенного мира, осенившей их любви.

Таким образом, мы можем понять, почему для праздника Рождества Богородицы было выбрано чтение именно этого евангельского отрывка и почему оно было расширено концовкой из другой евангельской главы. Выбор этот отнюдь неслучаен. Напротив, помещение этого отрывка в контекст Богородичного праздника расширяет и углубляет его понимание, указывая нам не только на то, что в Пресвятой Богородице мы видим удивительное и прекрасное сочетание двух путей — слушания слова Божия и исполнения его в жизни,— но и на то, каким образом должна быть устроена жизнь христианина. Невозможно подлинное служение людям без молитвы и созерцания, без обращения к Богу, но и отвлеченное созерцание, погружение в мир Божественного и пренебрежение человеком не может быть подлинно христианским. Даже если у аскета нет возможности служения людям напрямую, ему всегда остается молитва за мир, глубокое и искреннее печалование о людях. Как пишет архимандрит Софроний (Сахаров), поясняя слова преподобного Силуана Афонского о молитве за весь мир, «молитва за весь мир, за всего Адама, приводит во многих случаях к удалению от частного служения людям. Быть может, кто-нибудь спросит: не есть ли такое удаление от частного служения отказ от чего-то конкретного ради чего-то абстрактного? Конечно, нет, так как весь Адам не есть абстракция, а самая конкретная полнота человеческого бытия».

Православная вера старается избавить человека от крайностей, от ухода в совершенное созерцание, с одной стороны, и от ухода только в делание — с другой. Мы сотворены для гармоничного сочетания духовного и физического, мы созданы быть одновременно нематериальной душой и материальным телом. Именно об этом, о здравом сочетании в себе без потерь духовного и физического, напоминает нам сегодняшний праздник и сегодняшнее Евангелие. Оно же указывает на приоритет: сначала слушание слова Божия, а лишь потом делание. Сначала вера и молитва, а затем — дела милосердия.

Ранее в рамках проекта: 


Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

telegram

Новости Твери и городов Тверской области —
в Телеграм, в ОК и Вконтакте

Читайте также
В России могут вернуть обязательные техосмотры для подержанных автомобилей - новости Афанасий

В России могут вернуть обязательные техосмотры для подержанных автомобилей

11.10.2024
Опубликован антикоррупционный рейтинг российского бизнеса - новости Афанасий

Опубликован антикоррупционный рейтинг российского бизнеса

11.10.2024
В Калининском районе приличный кусок береговой полосы оказался в незаконной собственности  - новости Афанасий

В Калининском районе приличный кусок береговой полосы оказался в незаконной собственности

11.10.2024
В Твери женщина потеряла телефон и осталась без 200 тысяч рублей - новости Афанасий

В Твери женщина потеряла телефон и осталась без 200 тысяч рублей

11.10.2024
Тверская область заняла первое место в ЦФО по организации летнего отдыха детей - новости Афанасий

Тверская область заняла первое место в ЦФО по организации летнего отдыха детей

11.10.2024
Житель Твери сдал телефон в ломбард, а в полиции сказал, что его украл приятель - новости Афанасий

Житель Твери сдал телефон в ломбард, а в полиции сказал, что его украл приятель

11.10.2024
В Тверской области мужчина угрожал судье расправой - новости Афанасий

В Тверской области мужчина угрожал судье расправой

11.10.2024
Владельцев погребов в Тверской области предупредили о смертельной опасности - новости Афанасий

Владельцев погребов в Тверской области предупредили о смертельной опасности

11.10.2024
Поделиться
Подписаться
Новости партнеров

Новости сегодня

В России могут вернуть обязательные техосмотры для подержанных автомобилей - новости Афанасий
Общество

В России могут вернуть обязательные техосмотры для подержанных автомобилей

11.10.2024
Опубликован антикоррупционный рейтинг российского бизнеса - новости Афанасий
Экономика

Опубликован антикоррупционный рейтинг российского бизнеса

11.10.2024
В Калининском районе приличный кусок береговой полосы оказался в незаконной собственности  - новости Афанасий
Общество

В Калининском районе приличный кусок береговой полосы оказался в незаконной собственности

11.10.2024
В Твери женщина потеряла телефон и осталась без 200 тысяч рублей - новости Афанасий
Происшествия

В Твери женщина потеряла телефон и осталась без 200 тысяч рублей

11.10.2024
Яндекс.Метрика