Только новости экономики
Все новости
Общество
Религия

Митрополит Амвросий: Царство Божие уже здесь

«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною (ст. 21). Чаще всего этот евангельский эпизод комментируется в том ключе, что для того, чтобы попасть в Царство Небесное, необходимо быть бедным, не иметь ничего своего, а если и имеешь, то раздать. Но о бедности ли нынешний евангельский рассказ, или в нем кроется нечто большее, нежели материальное или, даже грубее, финансовое состояние человека?» — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «Царство Божие уже здесь» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
22.12.2020 12:32:00
1
Поделиться
Подписаться
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? (Мф. 19:16),— слышим мы слова евангельского юноши, слова, которые задаем себе и мы, христиане дня сегодняшнего, всякий раз, когда задумываемся о собственной жизни и собственной смерти, когда размышляем о вечности. И слышим знаменитый ответ Господа Иисуса Христа: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною (ст. 21), и еще более известные слова Господа ученикам: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие (ст. 24); а также — невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27).

Чаще всего этот евангельский эпизод комментируется в том ключе, что для того, чтобы попасть в Царство Небесное, необходимо быть бедным, не иметь ничего своего, а если и имеешь, то раздать. Но о бедности ли нынешний евангельский рассказ, или в нем кроется нечто большее, нежели материальное или, даже грубее, финансовое состояние человека?

Если мы еще раз обратимся к тексту Евангелия, который только что слышали, то заметим, что на прямой вопрос юноши о том, что необходимо для того, чтобы иметь вечную жизнь, Господь говорит о соблюдении заповедей, данных Богом народу Израиля: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 19:18–19). И лишь на дальнейшее вопрошание юноши, который не удовлетворен таким, как кажется ему, простым ответом, Господь говорит: раздай имение (ст. 21). То есть для того, чтобы наследовать блаженную вечность, достаточно соблюдения заповедей. Но для того, чтобы уже здесь, на земле, начать жизнь иного качества, более совершенную, Господь предлагает юноше путь свободы, счастливой свободы от земных обязательств, от связывающих сердце статусов.

Если мы обратимся к Евангелию еще более пристально, то увидим, что Господь говорит юноше: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим… и приходи и следуй за Мною (ст. 21). Тут стоит обратить внимание на слово «совершенный». «Совершенный» в традиционном библейском контексте, который отличается от нашего современного восприятия этого понятия, означает того, кто полностью отдает себя Богу. Таким образом, условие «продать все и раздать» означает не просто избавиться от имения, но и отказаться от заслуг и социального статуса, которые обеспечили это имение.

В Евангелии дважды написано о том, что ученики, услышав слова Христа о верблюде и игольном ушке, ужаснулись и отшатнулись в изумлении: кто же тогда войдет в Царство? Для учеников, жителей иудейской среды, где богатство человека было явным признаком добродетельной жизни и благословения человека Богом, слова Господа Иисуса переворачивали картину мира. Ведь вспомним истории Ветхого Завета — там всюду говорится о том, как Господь благословляет праведников богатством; и, скорее всего, все, что имел юноша, он заработал благодаря собственному труду, добродетельности, благодаря доброй жизни, которые обеспечили ему некий выдающийся статус в иудейской среде, давший ему имение.

Мы часто, слыша или читая слова этого евангельского отрывка, путаемся в понятиях и не замечаем, что Господь не говорит, что богатые не спасутся и не наследуют вечной жизни. Наоборот, Господь, отвечая на первое вопрошание юноши, говорит: Соблюдай заповеди и будешь иметь жизнь вечную (ср.: ст. 17). Соблюдение Божественного Закона — уже путь в вечную жизнь, для любого, для эллина и иудея, для раба и свободного, для богатого и бедного, которые поверили в евангельскую весть и крестились. Но, говоря о Царствии Божием, которое уже есть здесь и сейчас, которое внутрь вас есть (Лк. 17:21), которое наступает не после смерти, но раскрывается в сердце преображенного человека уже при жизни, Господь говорит о более сложном пути и еще о том, что не человек должен служить богатству и быть ему рабом, а богатство должно служить человеку и человек должен распоряжаться им на благо людям.

В нынешнем евангельском рассказе не говорится о том, что богатство само по себе делает невозможной вечную жизнь. Юноша богат и соблюдает заповеди, он благочестив и знает Бога. Евангельский юноша наследует вечную жизнь, но не потому, что соблюдение правил автоматически сделает его бессмертным, а потому, что это может сделать и сделает Бог: Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19:26). Но богатство, конечно, будет большой и сложной помехой для вхождения в Царство Божие здесь и сейчас, в то Царство, которое находится внутри нас. Опять-таки, Господь не говорит о полной невозможности, но говорит о том, что это будет неудобно.

Почему так? Скорее всего, потому, что в Царствии Божием свои законы, которые отличаются от законов нашей привычной социальной среды с ее субординацией, принципами и правилами: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10:15); Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мк. 9:35), и еще множество подобных вещей, которые очень сложно сочетать с земным богатством, со славой земной, со статусом в обществе. Ведь высокопоставленному человеку, очевидно, тяжело принять Царство как дитя, быть из всех последним и всем слугою, ибо мир наш устроен иерархично и у мира законы другие. В то же время, хотя это и неудобно, но не невозможно.

Совет Господа: все, что имеешь, продай (Лк. 18:22) — это не совет для всех и всегда. Это рекомендация конкретному человеку, юному праведнику, ищущему совершенства, обратившемуся ко Христу, совет человеку, который от юности своей не нарушил ни одной заповеди, и сердце его хочет еще большего, но оно оказывается связано чем-то иным, помимо любви к Богу.

«Богатым» в таком евангельском смысле можно быть не только деньгами, недвижимостью или стадами коз. Богатство — это все то, о чем каждый из нас может сказать: «это мое». Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволить обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом и обрести Царство уже сегодня. Это может быть привязанность к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому, к комфорту в своей среде. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство. Можно вовсе не иметь имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к общественному мнению, к репутации, к особому отношению других, к возможности одеваться в отличную от других одежду, понимать сложные тексты или музыку, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Неспособность отказаться от чего-либо, связывающего сердце, осложняет вхождение в Царствие Небесное, потому что Божие Царство — царство любви, а не собственничества. В Царстве Божием нет ничего моего, но есть Бог и любовь.

Но, по благости Божией, при условии стремления жить праведной жизнью, соблюдать заповеди, верить в Бога и творить добрые дела, даже наши нынешние привязанности не препятствуют жизни вечной. Потому что невозможное для людей возможно для Бога, ибо Господь не хочет нашей гибели. Он хочет, чтобы мы спаслись, и Сам Он сделал все ради этого. Он ждет нас, и выбор — только за нами.

Ранее в рамках проекта: 


Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
«Десятка десятого»: тверские зоозащитники просят помочь в лечении подопечных - новости Афанасий
Общество

«Десятка десятого»: тверские зоозащитники просят помочь в лечении подопечных

10.05.2021
Жителей Твери приглашают на «Площадь Добра» в горсад - новости Афанасий
Общество

Жителей Твери приглашают на «Площадь Добра» в горсад

10.05.2021
Юристы рассказали, когда можно просить повышения зарплаты - новости Афанасий
Общество

Юристы рассказали, когда можно просить повышения зарплаты

10.05.2021
В Твери отключат отопление - новости Афанасий
Общество

В Твери отключат отопление

10.05.2021
Сайт онлайн-шествия «Бессмертного полка» в День Победы подвергся кибератакам - новости Афанасий
Общество

Сайт онлайн-шествия «Бессмертного полка» в День Победы подвергся кибератакам

10.05.2021
В Твери прошел салют в честь 76-летия Победы - новости Афанасий
Общество

В Твери прошел салют в честь 76-летия Победы

09.05.2021
Тверскую «Золушку» с Парада Победы в Твери поощрят - новости Афанасий
Общество

Тверскую «Золушку» с Парада Победы в Твери поощрят

09.05.2021
В Ржеве Тверской области спасли кота, который забрался под капот автомобиля - новости Афанасий
Общество

В Ржеве Тверской области спасли кота, который забрался под капот автомобиля

09.05.2021
Новости партнеров
Рекомендуемое
Новые выплаты россиянам готовят в Госдуме - новости Афанасий
Общество

Новые выплаты россиянам готовят в Госдуме

09.05.2021
В России не будут делать длинными майские праздники каждый год - новости Афанасий
Общество

В России не будут делать длинными майские праздники каждый год

09.05.2021
В России планируют сократить один из рабочих дней - новости Афанасий
Общество

В России планируют сократить один из рабочих дней

09.05.2021
В России ожидается новый скачок цен на продукты - новости Афанасий
Экономика

В России ожидается новый скачок цен на продукты

09.05.2021
Яндекс.Метрика