Фото: личный архив митрополита
Мне кажется, что надо, конечно, быть мудрым человеком и знать, кому и что можно говорить, а кому и что — нельзя. Но искренность все равно всегда подкупает.
Помню, когда только вставал вопрос о моем избрании в архиерея, я попал на прием к Святейшему Патриарху Алексию, и у нас состоялся очень интересный диалог. Сначала он спросил, где я родился, чем занимался и т.д. — попросил немножко рассказать о себе. Я рассказал. Потом он говорит: «Ну, а как ты мыслишь свое будущее?» На такой вопрос, как мне потом рассказывали, ставленники разные ответы давали, но обычно обтекаемые: «как благословите», «как воля Божия» и т.д. Я знал прекрасно, что происходит, что меня предложили в качестве кандидата в архиереи одной из Сибирских епархий, и говорю: «Ваше Святейшество, я знаю, что владыка Софроний предложил сделать меня своим викарием. Поэтому как я вижу свое будущее? Будет Ваше благословение — буду служить викарием, не будет — останусь, наверное, где и был — в Сретенском монастыре». Он рассмеялся и говорит: «Ну, хорошо, не будем играть в прятки, давай поговорим более откровенно». И, насколько мне тогда показалось (и потом это подтвердилось), его расположение возникло именно благодаря искреннему и простому отношению. Зачем играть в прятки с человеком?
Я могу по себе сказать. Когда ко мне приходит кто-то из духовенства или из студентов со своими проблемами, либо посоветоваться, либо в чем-то повиниться (именно сам приходит, а не я узнаю от кого-то другого) — это очень сильно располагает и вызывает потрясающее доверие. Как на исповеди. Каждый священник хорошо знает, что, когда человек на исповеди искренне кается, то он становится для тебя каким-то своим, родным, ты по-другому к нему начинаешь относиться. Он даже отчасти связывает тебе, как администратору, руки, то есть ты понимаешь, что как администратор ты связан; но как пастырь, как отец, которым ты должен быть, ты, наоборот, становишься более естественным для этого человека, открывается другое пространство общения. И даже если это не тайна исповеди, все равно это покрывается некоей тайной твоего пастырского общения с этим человеком.
Поэтому, мне кажется, что самое главное — это, прежде всего, искренность. Если искренности не будет, тогда не будет ничего.
Все мы люди, у каждого бывает свое настроение. Бывает, что человек подойдет, о чем-то своем спросит, искренне спросит, но, может быть, не получит от тебя должного ответа в силу твоей занятости, загруженности другой проблемой; может быть, даже резкий ответ получит или отрицательный; может быть, даже гневный ответ получит из-за неожиданности вопроса, но все равно то, ка́к он обратился и кáк он к тебе подошел, откладывается в памяти и в сердце. Но даже при негативной первоначальной реакции, видя ответную реакцию человека, формируешь потом для себя некое мнение об этом человеке. И оно бывает очень хорошим, положительным. Потому что я вижу, например, что он смирился, не стал бунтовать и т.д., и его вопрос через какое-то время разрешается в положительном для него ключе. Может быть, не совсем вовремя разрешается из-за моего собственного несовершенства, но разрешается обязательно.
Самый главный ключик — это искренность. Это то, что открывает все замки. Для меня это очень важно и значимо.
Ранее в рамках проекта:
- Что может сказать христианство современному молодому человеку
- Ничего нельзя удержать
- Свет прекрасных дел
- Призванные стать небом
- На пути к обóжению
- Приобрести истинное богопознание
- Смирением измеряется духовный рост
- Как пережить радость прощения
- Сложная заповедь любви
- Ключи Царствия
- Царство Божие уже здесь
- О виноградарях и о Хозяине дома сего
- О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
- Пилат и Иисус
- Митрополит Амвросий: Заповедь «Не бойся»
- Золотое правило любви
- Проповедовать образом собственной жизни
- Пропасть, разделяющая людей
- Подготовиться к встрече с Бесконечно Другим
- Томление, которым томился Христос
- Смысл христианского пути
-
О богатстве настоящем и мнимом
- О воле Божией и о лукавстве дней
- О милосердии Божием и неблагодарности человеческой
- Если не строить «живые храмы», то и стены будут никому не нужны
- Пастырское окормление
- Священник — человек молитвы
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверь и Тверская область, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.