Только новости экономики
Все новости
Общество
Религия

Митрополит Амвросий: Приобрести истинное богопознание

«В архиерейской ризнице много разного ладана. Но ощущаем ли мы его благоухание в храме, пока он лежит в коробках? Конечно, нет. Только тогда, когда мы положим ладан на раскаленный уголь и ладан начнет плавиться, благоухание разольется по всему храму. Это пример сути духовной жизни, и мы все должны понять, как это важно для нас. Когда наступает охлаждение, нельзя отказываться от борьбы и плыть по течению. Если мы жаждем божественного благоухания, нам надо самим разгореться, пройти через опыт боли». — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «Приобрести истинное богопознание» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
17.11.2020 15:55:00
Поделиться
Подписаться
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

«Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный; чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся; аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь» (6-й тропарь 4-й песни Великого покаянного канона в среду).

Тот, кто написал эти слова, лично и не раз пережил опыт отчуждения от Источника Света и Правды. Это слова преподобного Андрея Критского, слова святого. «Заключися тебе небо, душе, и глад Божий постиже тя». И сколько еще таких признаний святых мы встречаем в составленных ими молитвах! «Многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: неужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю».

Если мы внимательно вчитаемся в утренние, вечерние и другие молитвы, составленные святыми, вникнем в богослужебные тексты, составленные для нас теми, кому мы молимся, чьи иконы целуем и кому читаем акафисты, каноны и поем величания, то нередко можем обнаружить, что их признания трудно соотнести с привычным для нас ореолом святости, и, однако, они продолжают оставаться для нас на недосягаемой высоте.

Как нам это понять и принять? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно отнестись к тем неминуемым отрезкам на пути нашей жизни, которые святые называли опытом богооставленности. Надо быть искренними, земными, реальными людьми и знать, что это случается со всеми подвизающимися христианами. И святые прошли, и мы с вами проходим по этому пути.

Когда человек узнаёт Христа, он переживает свою личную Пасху. Это становится настоящим чудом и восхищением. Благодать Божия как будто приподнимает над суетной земной обыденностью, откликается радостью, ликованием. Но проходит время, и Христос вдруг покидает тебя. Он не бросает человека, нет, но отбирает у нас все прежде данное даром, дабы каждый из нас приобрел чудо благодати опытом личных трудов и борьбы.

Однажды преподобный Иосиф Исихаст и Ефрем Катунакский смотрели на море со Святой Горы. По морю проплывал маленький корабль. Ветер был попутный, и корабль двигался беспрепятственно. «Ты видел, как легко движется кораблик, когда есть ветер»,— спросил старец Иосиф у отца Ефрема. «Ветер надувает паруса, и корабль плывет по морю. А что делает моряк? Он наслаждается плаванием. Но когда погода меняется, ветра нет, нет и легкости путешествия, тогда приходится брать весла, напрягать мускулы и вести самому корабль. Пришло время и тебе взять весла и уже самому подвизаться. Но ты не один: Христос будет тебе давать силу, однако в ту минуту, когда ты вкладываешь всю свою волю, все сердце, все произволение, все любочестие, вкладываешь себя, показываешь, чего хочешь, а не только то, что Христос даст тебе».

Один человек ничего не делал и пережил опыт прикосновения благодати. Когда Бог коснулся его жизни, человек этот молился часами подряд, беспроблемно и легко. Просыпался ночью, молился даже во сне. Он пришел к духовнику и сказал ему: «Я не живу. Я летаю. Я молюсь, наслаждаюсь Богом. С Ним так легко!» И духовник ему сказал: «Чадо, то, что ты переживаешь сейчас, не твое, это от Бога. Но оно должно стать твоим преображением. Надо сделать это своим опытом. Но знай, что в опыт превращается лишь то, за что мы проливаем кровь». «Дай кровь и прими Дух» — мы не раз слышали эти слова. Кто подвизается, тот хорошо знает это.

В архиерейской ризнице много разного ладана. Особенно ароматный и дорогой мы приносим в дни больших праздников и употребляем в самые значимые моменты богослужения. Но ощущаем ли мы его благоухание в храме, пока он лежит в коробках? Конечно, нет. Только тогда, когда мы положим ладан на раскаленный уголь и ладан начнет плавиться, благоухание разольется по всему храму. Но ведь если уголь будет холодным, ничего не произойдет. Это пример сути духовной жизни, и мы все должны понять, как это важно для нас. Когда наступает охлаждение, нельзя отказываться от борьбы и плыть по течению. Если мы жаждем божественного благоухания, нам надо самим разгореться, пройти через опыт боли.

Одна монахиня до пострига глубоко верила в Бога. После пострига она пришла в келью и уснула, и вдруг…

— Я уснула верующей, а проснулась неверующей,— рассказывала она.— Я проснулась, и вера во мне исчезла. Я так долго переживала до этого удивительные вещи, молилась Иисусовой молитвой и вдруг, вмиг, крылья мои сложились, и я проснулась неверующей. Я пошла к духовной матери своей и рассказала об этом.

Она ответила:

— Очень рано напало на тебя искушение. На других нападает позднее, тебя же стало сразу бороть.
— Но почему это со мной случилось?! — воскликнула сестра.
— Чтобы ты показала свою волю, свое произволение. Хочешь быть с Богом? Покажи теперь это собственной борьбой. Теперь нужен твой труд. То, что было прежде, было без труда, было легко, Бог давал тебе это. Теперь нужно научиться верить, не чувствуя многих вещей. Вставать и идти в церковь: ты будешь чувствовать холод, отчуждение, душа твоя будет, как сухая земля, как пустыня. Но ты все равно молись, подвизайся.

Один покойный архиерей рассказывал, что знал одного собрата, тоже архиерея, выдающегося по дарованиям и популярности. По дороге в края, куда в свое время были сосланы священномученики Иларион (Троицкий) и Герман (Ряшенцев), находясь в одном заключении с петербургским протоиереем Петром Ивановским, однажды утром он заявляет ему: «Я потерял всякую веру». Он перестал делать то, что делал с большим усердием и искренностью, и, видимо, переживал страшное и мучительное состояние. Его случайный товарищ усилил молитву о нем, и через несколько дней архиерей снова говорит ему уже со светлым лицом: «Опять я верю». Не огради его Господь в это время оставленности и искушения от тоски и уныния крепкой стеной «ученицы́ благочестия», коими были священномученики Иларион и Герман, не случись рядом доброй христианской души, молящейся за него, могло бы быть все по-другому. «Мне кажется,— говорил потом священномученик Герман митрополиту Николаю (Ярушевичу),— всякий из нас в себе носит и рай, и ад, и более даровитые могут иметь не только сильнейшее стремление к раю, но и искусительнейшее притяжение и ко второму». Об этом ясно говорит жизнь всяких подвижников благочестия и опыт, если не каждого из нас, то очень многих.

Многие святые прошли опыт богооставленности. Мы с вами тоже не будем исключением. Разве апостол Петр не любил Господа и не верил Ему? Но и ему было попущено отречься, чтобы потом через раскаяние укрепить на всю жизнь смиренномудрие — эту духовную колыбель всяких Божиих дарований и откровений.

Когда кто-то из нас окажется в пропасти богооставленности, духовного сопротивления, противоборства и искушения, он должен знать, что в тот час Господь к нему ближе, чем когда-либо. «Бог, кого любит, того наказует» (ср.: Евр. 12:6), того воспитывает, развивает, учит не плыть по течению. «Наказание» — значит «воспитание» по-гречески и по-церковнославянски. 

Хороший учитель дает трудные задачи, чтобы сделать учеников смышлеными, развить их ум. Когда он видит, как трудно дается решение, он не спешит вмешиваться, ждет, чтобы ученики сами нашли ответ. Когда Господь молчит и оставляет нас одних в борьбе, Он хочет научить нас и сделать участниками Своих Таин. Он хочет, чтобы мы выросли, стали сильными, зрелыми, приобрели истинное богопознание. Когда нам кажется, что Он не слышит, что Он далеко, Его нет,— в эти минуты Он ближе всего.

Борьба в духовной жизни — не признак того, что мы претерпели неудачу и что наша жизнь трагична. Это образ жизни. Это и есть сама жизнь — борьба, труд, усилие, испытание. Во всем этом и совершается тайна святости. Так и становятся святыми. Таков путь святости, приготовленный Богом каждому из нас. Нам только нужно пройти по нему и прийти навсегда к Тому, Кто ждет нас в Своем Царстве — Царстве Отца, Сына и Святого Духа.

Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
«Десятка десятого»: тверские зоозащитники просят помочь в лечении подопечных - новости Афанасий
Общество

«Десятка десятого»: тверские зоозащитники просят помочь в лечении подопечных

10.05.2021
Жителей Твери приглашают на «Площадь Добра» в горсад - новости Афанасий
Общество

Жителей Твери приглашают на «Площадь Добра» в горсад

10.05.2021
Юристы рассказали, когда можно просить повышения зарплаты - новости Афанасий
Общество

Юристы рассказали, когда можно просить повышения зарплаты

10.05.2021
В Твери отключат отопление - новости Афанасий
Общество

В Твери отключат отопление

10.05.2021
Сайт онлайн-шествия «Бессмертного полка» в День Победы подвергся кибератакам - новости Афанасий
Общество

Сайт онлайн-шествия «Бессмертного полка» в День Победы подвергся кибератакам

10.05.2021
В Твери прошел салют в честь 76-летия Победы - новости Афанасий
Общество

В Твери прошел салют в честь 76-летия Победы

09.05.2021
Тверскую «Золушку» с Парада Победы в Твери поощрят - новости Афанасий
Общество

Тверскую «Золушку» с Парада Победы в Твери поощрят

09.05.2021
В Ржеве Тверской области спасли кота, который забрался под капот автомобиля - новости Афанасий
Общество

В Ржеве Тверской области спасли кота, который забрался под капот автомобиля

09.05.2021
Новости партнеров
Рекомендуемое
Новые выплаты россиянам готовят в Госдуме - новости Афанасий
Общество

Новые выплаты россиянам готовят в Госдуме

09.05.2021
В России не будут делать длинными майские праздники каждый год - новости Афанасий
Общество

В России не будут делать длинными майские праздники каждый год

09.05.2021
В России планируют сократить один из рабочих дней - новости Афанасий
Общество

В России планируют сократить один из рабочих дней

09.05.2021
В России ожидается новый скачок цен на продукты - новости Афанасий
Экономика

В России ожидается новый скачок цен на продукты

09.05.2021
Яндекс.Метрика