Только новости экономики
Все новости

На правах рекламы. Рекламодатель ООО «ГИПЕРГЛОБУС». ИНН 7743543761. Erid: 25H8d7vbP8NjNKGFWYxYmz

На правах рекламы. Возрастное ограничение 0+. Рекламодатель ООО «Свежий ветер. Тверь». 25H8d7vbP8NjNKGFQ4QNYG

На правах рекламы. Рекламодатель ООО «ГИПЕРГЛОБУС». ИНН 7743543761. Erid: 25H8d7vbP8NjNKGFWYxYmz

Общество
Религия

Митрополит Амвросий: Хочется, чтобы Церковь была пространством свободы

«В советское время я в Церкви искал именно свободу. Церковь тогда была пространством, где можно было освободиться от того гнета, который мы, будучи школьниками, может быть, не очень сильно, но ощущали со стороны некоторых структур и органов. Хорошо бы, чтобы Церковь и оставалась таким пространством». — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «Хочется, чтобы Церковь была пространством свободы» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
Поделиться
Подписаться
Митрополит Амвросий: Хочется, чтобы Церковь была пространством свободы
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

За почти 20 лет работы в духовных учебных заведениях изменилось многое. Я сам меняюсь. Поначалу я быстро и категорично выносил свое суждение о людях и лишь со временем начал понимать, что мой диагноз не окончательный, что человек может измениться как в одну сторону, так и в другую. Нельзя на человеке сразу ставить крест и нельзя им сразу восхищаться. Восхитишься, а потом это не оправдается. И наоборот бывает: такой вроде бы лоботряс и грешник становится настоящим священнослужителем. Вообще я заметил, что именно такие вроде бы «грешники» потом становятся настоящими людьми.

Различаются поколения священников. Здесь я буду субъективным. Для меня мой поток в Московской духовной академии, мои одноклассники — если не идеал, то качественный предел, который я когда-либо видел в духовных учебных заведениях. У нас был потрясающий коллектив и очень сильный набор в Духовную академию. Почти все студенты нашего огромного курса (больше 120 человек) пели в хорах, у кого-то были художественные способности, литературные, кто-то учил языки.

В голодные 90-е годы в Академии, которая выжила после советского прессинга, мы действительно пытались впитывать в себя все, что было возможно. Позже, сталкиваясь с уже более молодым поколением, я видел, что ребята понемногу перестают ценить те возможности, которые они имеют. Нынешние студенты практически ничем не отличаются от нашего поколения, но все равно мера ответственности у нас была, мне кажется, больше.

Сегодняшние молодые люди очень талантливы, но не всегда их талант развивается, иногда они скользят по поверхности, не хотят копать глубоко. Это, конечно, обидно. Но они очень инициативные. Мне кажется, самое главное — это поддерживать их инициативу, и они способны многое сделать быстрее, качественнее и правильнее, чем мы. Если они начинают применять свои таланты, это правда дорогого стоит. Мне это очень нравится.

Мне хотелось бы, чтобы эту инициативность молодежи наша Церковь взяла в расчет, чтобы ей повсюду нашлось применение. Потому что, к сожалению, образ Церкви сегодня складывается неправильно, в том числе по нашей вине. Если сегодня спросить у людей, что такое Церковь, то большинство скажет, что это система запретов, это что-то чрезмерно серьезное, где нельзя разговаривать и много чего нельзя, это что-то такое мрачное, унылое.

К сожалению, был такой период (возможно, мы его уже прошли), когда недостаток профессионализма пытались замаскировать или как-то восполнить определением «православный» — православные художники, православные врачи, православные психологи. Очень странное обозначение. Мне оно, честно говоря, не нравится, тем более, если качество того, что они делают, на плохом уровне. Поэтому сложилось такое отношение.

Если честно говорить про среднестатистические церковные епархиальные службы, они действительно не выдерживают критики по сравнению с тем, как работают светские службы. Конечно, есть отдельные ресурсы, которые могут служить примером, но их единицы, а судят — по большинству. Хотелось бы, чтобы это были не исключения, а правила.

В советское время я в Церкви искал именно свободу. Церковь тогда была пространством, где можно было освободиться от того гнета, который мы, будучи школьниками, может быть, не очень сильно, но ощущали со стороны некоторых структур и органов. Хорошо бы, чтобы Церковь и оставалась таким пространством.

Например, возвращаясь к духовным учебным заведениям, могу сказать, что не нужно сразу делать выводы о том или ином проступке студента. Даже когда мы наказываем за проступок, который совершается публично, снижаем оценку по поведению, я говорю: «Это оценка не тебе, а твоему поступку». Люди должны понимать, что так делать нельзя, но, с другой стороны, мы не ставим клеймо на человеке.

Жизнь христианина — это не стерильный путь, и абсолютно стерильного пути никогда не будет ни у одного человека.

Мы, преподаватели, воспитатели, это тоже понимаем, особенно с высоты уже прожитых лет, глядя на свой собственный опыт падений и восстаний. Поэтому мы и должны предоставить студенту возможность сбросить с себя оковы своих ошибок, не судить его формально: «Ага, согрешил, значит, все, отчисляем!»

Конечно, бывают такие случаи, когда человек явно демонстрирует, что это не его стезя, и он совсем не будет соответствовать тому намерению, с которым приходят в духовное учебное заведение. Такие случаи бывают, увы. Иногда студенты сами понимали и говорили: «Я выбрал не свой путь». Я с большим уважением к этому отношусь.

Всякий раз, когда я провожу вступительные экзамены, мы служим молебен, и первое, с чем я обращаюсь к абитуриентам, — это просьба еще раз подумать, правильное ли решение они приняли, выбирая этот путь: «Вы сюда пришли, вы здесь несколько дней побыли, посмотрели, что здесь происходит. Ваше ли это? Если вы понимаете, что это не ваше, или вас кто-то сюда принуждал идти, сделайте правильный вывод и поступите честно и по отношению к себе, и по отношению к Церкви». Бывали случаи, когда люди после этого уходили.

Иногда были совершенно комичные случаи: абитуриентка регентского отделения, которую, видимо, родители заставили поступать, приходила на экзамены и либо ничего не отвечала, либо говорила откровенную чушь. Когда я понял, что от этого человека ничего не добьешься, и единственная оценка, которую можно поставить, это ноль, я сказал: «Все, достаточно». Она счастливая выбежала из кабинета.

Мне хотелось бы, чтобы свобода, о которой я говорю, определила правильные отношения между студентом и преподавателем, между студентом и ректором, чтобы человек не боялся. У меня недавно был разговор со студентом по поводу одной его личной истории. Когда я начал говорить, я почувствовал, что он съежился и страшно испугался.

Я, правда, начал разговор так: «Знаешь, в мое время в этом случае даже никто не разбирался, просто отчисляли». Я увидел страх в глазах студента, но это был педагогический прием. «Но я тебя отчислять не буду, я тебя даже наказывать не буду. Я хочу, чтобы ты понял, что то, что ты сделал, это плохо. Ты сам подумай и постарайся, пожалуйста, исправить». Мне кажется, что такого рода общение, во-первых, вызывает обратное доверие, во-вторых, оно более правильное. Я даже по опыту знаю, что в таких случаях человека проще бывает исправить, чем сразу отсечь, и на этом дело закончить.

В Петербурге, поскольку академия небольшая, между студентами и преподавателями, представителями администрации было очень большое доверие. Мы все вместе ели в одной столовой, молились в одном храме, ходили по одним и тем же коридорам. Иногда, буквально идя по лестнице, на коленке можно было решать какие-то вопросы, подписывать какие-то прошения. Мы никогда не держались за формальности: прийти, подать бумаги в установленном порядке. Чем быстрее решается вопрос, тем лучше и для меня тоже — подписал, и вопрос уже начинает решаться.

Кроме того, у меня было такое правило: если студент что-то натворил, пусть придет и скажет мне первому, тогда мы рассудим, и наказание может быть мягче. Но если я узнаю об этом проступке от инспектора, тогда уже можешь не приходить, ты уже нечестно поступил. Ребята это знали.

В Московской академии мне поначалу было очень сложно, потому что студентов очень много. Когда я только пришел, ко мне сразу все хлынули — и преподаватели, и студенты. Я еще плохо ориентировался в ситуации, мне было трудно сразу разобраться, нужно было больше времени. Если в Петербурге я понимал, о чем идет речь, и сразу с полуслова знал, какое решение принять и что ответить, то здесь мне приходилось очень долго человека выслушивать, с кем-то консультироваться, находить дополнительную информацию. 

Студенты начали оттаивать. Все-таки в Московской духовной академии всегда существовала некая дистанция между студентами и сотрудниками, преподавателями. Мне хотелось, чтобы мы были единой семьей. Степень ответственности у нас разная, степень нагрузки тоже, но перед Богом мы все равно одни. Церковь — это семья.

Однажды в Петербургскую академию приехал один богослов из Сербии и прочел очень интересный доклад. Он говорил о том, что мы не задумываемся над тем, как мы на самом деле изменили евхаристическую жизнь Церкви, которая в древности была совсем другой, не только по форме, но и по сути. Что он имел в виду? Христос Себя открывал каждому человеку независимо от того, богатый он или бедный, занимает он какое-то положение в обществе или государстве, или просто труженик. Мы же сейчас не одинаково относимся к людям. Когда к нам приходит спонсор, мы ему предлагаем, естественно, самое лучшее. Когда мы устраиваем стол после литургии, мы за этот стол зовем не всю общину, а только тех, кто трудится в храме или относится к руководству.

Этот сербский богослов вдруг поднял такую проблему, о которой сейчас даже никто не задумывается. Ведь в древности было не так. Апостол Павел уже тогда пытался исправить ту кривизну, которая сейчас у нас стала нормой жизни. Ведь люди вместе были вокруг Христа независимо от того, богаты они или бедны. Мы это утратили.

Хочется приблизиться к этому идеалу хотя бы в духовной школе… Конечно, здесь у нас невозможно всех вместить даже в одну трапезную, поэтому преподаватели едят отдельно. Но я стараюсь хотя бы иногда, по воскресным дням, приходить к студентам, чтобы вместе с ними просто пообедать или пообщаться.

Конечно, нужно, чтобы все общались друг с другом вежливо, цивилизованно. Я сейчас настаиваю на том, чтобы дежурные помощники, делая объявления, называли сначала имя, а потом фамилию, а не просто фамилию и номер группы. «Выходит на дежурство Петров, 12-я группа. Иванов, 14-я группа», — как-то меня это, честно говоря, коробит. Прошу, чтобы к студентам обращались по имени, а не по фамилии. Обычной вежливости нам в Церкви тоже очень сильно не хватает.

Студенты приходят из разных мест, они по-разному воспитаны. Некоторые даже не задумываются над тем, как они выглядят со стороны, к сожалению. Это пока еще проблема, и мы пытаемся ее решать. Мы должны студентам подавать правильный пример, чтобы они потом и на приходе выглядели опрятно, и опрятно выглядел бы и алтарь, и храм.

Складывается такой стереотип, что священник обычно неряшлив, с длинными волосами и с большой бородой, в которой застряла капуста, — этого не должно быть.

Священник должен быть опрятным и чистоплотным, он должен быть примером для всех. Если человек подходит на исповедь к священнику, который не опрятен, это первое впечатление может оттолкнуть его не только от священника, но даже от прихода, от церкви: здесь все грязно, неприятно. Первое впечатление очень много значит. Поэтому приходится говорить о каких-то банальных вещах, но, к сожалению, этим вещам в семьях очень часто просто не учат.

Ранее в рамках проекта: 


Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверь и Тверская область, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

telegram

Новости Твери и городов Тверской области —
в Телеграм, в ОК и Вконтакте

Читайте также
В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя в майские праздники - новости Афанасий

В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя в майские праздники

25.04.2024
Мошенники «заработали» на начинающем инвесторе из Твери 3 миллиона рублей - новости Афанасий

Мошенники «заработали» на начинающем инвесторе из Твери 3 миллиона рублей

25.04.2024
В Тверской области уже месяц в лидерах по росту цены – свекла - новости Афанасий

В Тверской области уже месяц в лидерах по росту цены – свекла

25.04.2024
В ближайшие дни в Твери изменится расписание 14 автобусов - новости Афанасий

В ближайшие дни в Твери изменится расписание 14 автобусов

25.04.2024
В Тверской области могут выпасть осадки из песка

В Тверской области могут выпасть осадки из песка

25.04.2024
Жительнице Твери придется вернуть пособие по безработице - новости Афанасий

Жительнице Твери придется вернуть пособие по безработице

25.04.2024
СК возбудил уголовное дело после убийства матерью новорожденного ребенка в Тверской области - новости Афанасий

СК возбудил уголовное дело после убийства матерью новорожденного ребенка в Тверской области

25.04.2024
Tele2 улучшила покрытие связи в СНТ и местах отдыха

Tele2 улучшила покрытие связи в СНТ и местах отдыха

25.04.2024
Поделиться
Подписаться
Новости партнеров

Новости сегодня

В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя в майские праздники - новости Афанасий
Общество

В Госдуме предложили запретить продажу алкоголя в майские праздники

25.04.2024
Мошенники «заработали» на начинающем инвесторе из Твери 3 миллиона рублей - новости Афанасий
Происшествия

Мошенники «заработали» на начинающем инвесторе из Твери 3 миллиона рублей

25.04.2024
В Тверской области уже месяц в лидерах по росту цены – свекла - новости Афанасий
Экономика

В Тверской области уже месяц в лидерах по росту цены – свекла

25.04.2024
В ближайшие дни в Твери изменится расписание 14 автобусов - новости Афанасий
Общество

В ближайшие дни в Твери изменится расписание 14 автобусов

25.04.2024

На правах рекламы. Возрастное ограничение 0+. Рекламодатель ООО «Свежий ветер. Тверь». 25H8d7vbP8NjNKGFQ4QNYH

Яндекс.Метрика