Фото: личный архив митрополита
В Евангельском чтении о милосердном самарянине описано руководство к действию христианина по жизни, показан весь смысл христианского пути.
В ответ на вопрос законника о том, что делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь, Господь Иисус Христос напоминает вопрошающему о заповедях: люби Бога и люби ближнего. На что законник справедливо задает вопрос: «Господи, а кто же мой ближний?» (ср.: Лк. 10:29).
И вот говорит Господь о некоем человеке, который попался разбойникам по пути из Иерусалима в Иерихон. Они обокрали его и избили, забрали даже одежду и оставили умирать при дороге. Мимо проходил священник, посмотрел на умирающего и прошел дальше. Он спешил, видимо, в храм. Шел и левит, тоже храмовый служитель: он подошел, посмотрел на страдающего, покачал головой и отправился по своим делам. И только проезжавший мимо самарянин, иноплеменник, сжалился над пострадавшим от разбойников, перевязал раны его и заплатил за его лечение.
И вот, из слов Христа оказывается, что ближним нашим становится всякий человек, которому мы оказываем милость. Или который проявляет милость по отношению к нам, если мы оказались страждущими. Возможно, быть милостивым к другому — это единственный способ нам стать ближе, родственнее, способ связать свои души любовью.
Мы можем говорить о своей любви к Богу, о силе и величине этой любви. Но в подобных разговорах часто кроется самообман. Ведь и любовь к людям, и человеческая дружба порой затмеваются. Причиной тому может быть что угодно: равнодушие, усталость, гордость и еще множество причин, способных столкнуть нас с пути. Но все же любовь к ближнему, в отличие от любви к Богу, можно проверить. И один из способов проверки — отношение каждого из нас к таким людям, которые, казалось бы, совсем не наши ближние,— таким людям, которые, как евангельский самарянин, лежат у дороги и мимо которых каждый из нас проходит.
Необязательно такой человек должен быть наг и покрыт язвами. Он может нуждаться в простой беседе, в человеческой поддержке, в нескольких дружеских словах или даже просто в улыбке. Ведь каждому из нас порой не хватает таких простых вещей. И каждый из нас знает, что порой эти вещи так сложно подарить. Гораздо проще сделать что-то бездушное и формальное, чтобы тем самым усыпить свою совесть.
«Как мне наследовать жизнь вечную?» (ср.: Лк. 10:25) — задаем мы вопрос Богу, подобно тому законнику. И слышим в ответ слова Христа, которые прозвучали в Евангелии: «Иди, и ты поступай так же, как поступил милосердный самарянин» (ср.: Лк. 10:35). И неважно, кто тот человек, которому ты окажешь милость: верующий он или нет, христианин или нет, твоей национальности или другой.
И если у нас когда-то наступит такой момент в жизни, что мы поколеблемся и допустим мысль о том, достоин ли вот этот конкретный человек нашей помощи, нашего участия, теплоты нашего сердца, по разным причинам — религиозным, национальным или политическим,— первое, что стоит вспомнить, это сегодняшние слова Христа: Иди, и ты поступай так же (Лк. 10:37).
Ранее в рамках проекта:
- Что может сказать христианство современному молодому человеку
- Ничего нельзя удержать
- Свет прекрасных дел
- Призванные стать небом
- На пути к обóжению
- Приобрести истинное богопознание
- Смирением измеряется духовный рост
- Как пережить радость прощения
- Сложная заповедь любви
- Ключи Царствия
- Царство Божие уже здесь
- О виноградарях и о Хозяине дома сего
- О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
- Пилат и Иисус
- Митрополит Амвросий: Заповедь «Не бойся»
- Золотое правило любви
- Проповедовать образом собственной жизни
- Пропасть, разделяющая людей
- Подготовиться к встрече с Бесконечно Другим
- Томление, которым томился Христос
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.