Фото: личный архив митрополита
Благослови, душе моя, Господа,
и не забывай всех воздаяний Его,
очищающаго вся беззакония твоя,
исцеляющаго вся недуги твоя,
избавляющаго от истления живот твой,
венчающаго тя милостию и щедротами…
Щедр и милостив Господь,
долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:2–5, 8).
В нашей Церкви эти слова звучат ежедневно. Мы благодарим Бога за Его милость к нам и прощение, воспеваем Его долготерпение.
Случайному человеку, не встретившемуся в жизни с Богом, Его прославление верующими людьми кажется странным. «Ваш Бог требует, чтобы Ему кланялись, хвалили Его, постоянно благодарили»,— говорят некоторые. Мы знаем, что это не так. Мы знаем, что Бог ни в чем не нуждается, в том числе и в наших поклонах, славословиях и молитвах. В них нуждаемся мы, потому что на опыте познали, что когда воспеваем, славословим Бога и говорим: «Благослови, душе моя, Господа», мы исцеляемся, избавляемся от растления личности, получаем очищение от беззаконий, освящаемся милостью, щедрой любовью и благодатью нашего Небесного Отца. От наших слов у Бога не станет больше славы и любви — их изобилие неизмеримо. Наши молитвы, совершаемые в смирении, помогают нам познать и пережить посещение Божие и стать участниками нетварной Божией благодати.
Когда Господь посещает нас Своей благодатью, мы видим, как далеко стоим от Него. Но слезы покаяния на исповеди, во время молитвы или в священный момент хиротонии не душат нас и не повергают в состояние мрака и тяжести, потому что Бог действует любовью и милостью, спасает нас, а не убивает; преображает, спасает от капканов, созданных нашим эгоизмом; прогоняет наши страхи и разбивает наших личных идолов.
Бог создал нас, вложив стремление к Себе, и наше сердце находится в тревоге и беспокойстве, доколе не находит успокоения и мира в Нем, нашем Творце. Но для того, чтобы обрести это успокоение, мы ищем возможности приблизиться к Нему, быть рядом с Ним, быть с Ним вместе. Мы нуждаемся в Его прощении. Удивительно: слово «простить» на греческом и означает «поставить человека вместе с собой, совместить». Когда мы просим у Бога прощения, мы просим Его поставить нас рядом с Ним, совместить с Собой, включить нас в пространство Своей любви, исцелить нас. Ведь проблема не в Нем, а в нас. Не Он отвернулся от нас и обижается или гневается, а мы закрылись панцирем своего эгоизма от Его тепла, света и любви. Не он рассердился и не хочет говорить со мной, а я — это я натворил в жизни столько глупостей и ошибок, что теперь мои страсти и пороки отравляют и убивают.
Как же взойти на это небо, где можно быть вместе с Богом? Как же испытать это освобождение и пережить радость прощения?
В жизни духовной есть свои законы. Они не порабощают и не угнетают, но напротив, открывают пространство подлинной свободы, предназначенной для человека. Один из таких законов гласит: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15). Не простит совсем не так, как мы, люди, не прощаем, а просто не сможет это сделать без нас. Ведь наше непрощение другого человека — это невозможность жизни в Боге, это разрыв с Телом Христовым, это стена между мной и Богом, которую я возвожу своим упорством в непрощении, осуждением и претензиями к окружающим меня людям.
Задумаемся, сколько осуждающих слов произносим мы ежедневно, как неумело доказываем свою правоту, как унижаем наших братьев и сестер во Христе, как гневным словом совершаем непоправимое. Святые отцы говорят: пусть внутри нас бушуют страсти, пусть нас терзают легионы демонов — это не так страшно, как гневное слово, как клевета, унижение ближнего. Христос изгоняет легионы демонов одним мановением и ввергает их в Галилейское море (см.: Лк. 8:33). Но сказанное или запущенное в виртуальный мир Интернета гнилое слово о человеке, донос, грязную сплетню даже Бог не может исправить.
Себя ругай, унижай, но ближний неприкосновенен. Он или она — не наши собственные слуги. Наши ближние принадлежат не нам. Они Христовы. Оскорбить их — значит разорвать ризу Христову; значит присвоить себе то, что принадлежит только Богу; значит украсть у Господа принадлежащее только Ему — суд над каждым из нас. Если в глазах Бога каждый человек дороже всего тварного мира, то как же мы искажаем сами себя, когда грешим против ближнего, против другого человека, в котором как христиане должны были бы видеть Самого Бога!
В дни Святой Четыредесятницы утром и вечером мы по несколько часов находимся в храме: совершаем богослужения, поем и читаем. Наш ум — бродяга, и мы особенно убеждаемся в его похождениях, когда он не желает сосредоточиться на словах псалмов и молитв. Но это время дано каждому из нас, чтобы мы погрузились в себя, в свою душу, всмотрелись в прошлое, исследовали свое сердце и попытались честно дать ответ на вопрос: «Куда я иду?», «Кто я?», «Что происходит со мной, c моей душой?». Эти дни даны нам для того, чтобы мы задумались о своем движении во времени, сделали с собой хотя бы что-то, чтобы искренне начать просить: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!». Но уже сегодня мы можем, каждый из нас, для себя определить, какую самую тяжелую болезнь души мы обнажим пред Богом в пост и от чего поставим целью исцеление.
Этот путь мы начнем с долготерпения и многой милости, за которые благословим и благодарим Господа и которые призваны сделать своими. Ведь прощение, которое совершается не обязательно через чинопоследование, но через сердце, слово, взгляд, глаза, искреннее намерение и дело, есть не что иное, как приобщение к торжеству Христа над смертью, знамение действия Святого Духа. Христос пролил кровь на Кресте во оставление грехов (см.: Мф. 26:28).
Тот, кто поставлен над многими, обозревает многое и связан прямо или косвенно с судьбами многих людей, за многих отвечает и многим должен. Значение его слов и поступков умножается на сотни и тысячи, но и воспринимаются слова такого человека более болезненно, сильнее ранят и вызывают большее осуждение и смущение.
Оставляя ближнему грехи и прося прощения, мы приобщаемся тайне Креста. День Прощения должен стать ежедневным воскресением в нашей жизни. Прощение нам говорит о том, что решающее слово принадлежит не греху, но Богу. Прощение вновь напоминает нам, что грешник — это человек, а не сам грех; что человек — не сгусток совершенных им поступков и ошибок. Прощение — это признак нашей человечности, которой все меньше и меньше становится в жизни человечества, и даже среди нас, людей, называющих себя верующими.
Наша общая цель великопостного путешествия — поучиться быть человечными, человечными братьями и сестрами, детьми нашего Небесного Отца. Этот урок жизни начинается с признания своей вины, с сердечной просьбы о прощении, и с прощения, примером которого является для нас Господь.
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.