Только новости экономики
Все новости
Общество
Религия

Митрополит Амвросий: Пропасть, разделяющая людей

«И богачи, и бедняки — и те, и другие грешили. Не был свят богач, но вряд ли был свят и страдавший всю жизнь Лазарь. Ведь страдание само по себе не делает человека святым». — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «Пропасть, разделяющая людей» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
16.02.2021 13:25:00
Поделиться
Подписаться
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

В одной из притч Евангелия от Луки богач, который мучается в аду, просит Авраама воскресить Лазаря, чтобы тот предупредил братьев богача о посмертной участи. Но получает отказ. «Пусть слушают Моисея и пророков,— говорит Авраам. — А если и их не послушают, то не послушают и мертвого, который воскрес» (см.: Лк. 16:19–31).

Богач при жизни занимался только тем, что пировал день и ночь. Но даже не поэтому он мучается. У ворот его дома сидел нищий Лазарь, который питался объедками с его стола. Кусками хлеба, которыми отирали руки после трапезы и бросали собакам. Теперь они оба — и богач, и Лазарь — умерли. И участь их поменялась на противоположную. Лазарь упокоился на лоне Авраама, богач мучается в аду. Нужно отдать должное, богач беспокоится о своих братьях и хочет хотя бы их предупредить и избавить от вечных мук. Но никакие чудеса не способны вселить веру в человеческое сердце. 

Конечно, притча — это иносказание. Нельзя из притчи о богаче и Лазаре делать прямых выводов о том, как существуют души после смерти. Христос не хочет напугать слушающих посмертной участью богача, потому что Он пришел на землю не для того, чтобы увещевать страхом будущих наказаний. Если Бог хотел бы подчинить нас любым путем, в том числе и страхом, Он скорее не стал бы делать нас свободными. Напротив, рефреном Его проповеди звучит: не бойтесь! Об этом же говорит и Авраам: хоть что твоим братьям скажет Лазарь о загробной участи — это не поможет. Потому что страх — плохой мотиватор к добрым делам.

Господь действительно хочет для нас лучшей участи и в жизни, и после смерти. Он доказал это Своей спасительной крестной Жертвой. Ведь Он, сошедший после смерти на Кресте во ад, несомненно, позвал за собой в Царство Отца и этого богача, и Лазаря. Точнее, все те миллионы людей, которые послужили прототипами к образам этой притчи. И пошли за Ним те, кто откликнулись на Его зов. И богачи, и бедняки — и те, и другие грешили. Не был свят богач, но вряд ли был свят и страдавший всю жизнь Лазарь. Ведь страдание само по себе не делает человека святым.

Может быть, дело в бедности и богатстве? Быть может, спасутся только те, кто влачит нищенское существование, а все более или менее обеспеченные люди осуждены на вечную погибель? Но ведь Священное Писание говорит о другом: богатство может быть как благословением Бога, так и тяжким испытанием. Подобно и бедность: она может возвысить человека до небес или низвести на самое дно жизни. Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые. Очень соблазнительной кажется идея упростить смысл притчи и свести ее к классовому конфликту, к непрекращающемуся конфликту между богатыми и бедными. Вот, есть богатые, которые, конечно же, все живут «блистательной» жизнью, игнорируя всех и вся, получая от жизни максимальное удовольствие. И они, конечно же, грешны. А есть бедные, которые всю жизнь страдают, много работают на тех самых богатых, которые и виноваты в таком их положении. И, опять же, напрашивается простое и соблазнительное решение: богатых надо наказать, а бедных — наградить, если не в этой жизни, то хотя бы в загробной.

Такое рассуждение выглядит простым, понятным, даже очевидным, но, увы, является в корне неверным. Оно как бы вычеркивает из этой истории конкретных живых людей, с их мыслями, чувствами, переживаниями, сводя все к простым математическим формулам и статистическим данным. Будучи христианами, мы не можем себе этого позволить, ведь мы верим, что всякий человек является иконой Бога, уникальной личностью. И богатый человек может оказаться хорошим, и нищий — злым. И то, к чему мы приходим к концу нашей жизни, зависит от наших поступков, мыслей, желаний.

Но о чем же хочет предупредить нас Господь Иисус Христос, когда дает для размышления эту притчу? Богач не просто богат — он не замечает мучение больного и нищего Лазаря. Его сердце настолько черство, что чужое страдание не пробуждает в нем ни капли сострадания. Он мог бы помочь Лазарю с лечением, дать ему хоть какой-то кров и самую простую пищу. Но нет, для него нормально то, что Лазарь ползает под его столом, собирая объедки. Жизнь Лазаря была криком о помощи, жаждой милосердия, просьбой сжалиться над ним. Но богач не слышит просьбы, крика, мольбы. И в ответ на свою мольбу получает такое же отношение праотца Авраама. 

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6:31) во всем — слышали мы от Господа несколько воскресений назад. И вот сегодня иллюстрация той заповеди. Господь милосерд и прощает, спасает человека крестной Жертвой. Но человек Авраам поступает с богачом ровно так, как тот заслужил, ровно так, как делал тот при жизни,— отказом на просьбу. 

Когда умер Лазарь, Ангелы отнесли душу его на лоно Авраамово. Возможно, он заслужил мученический венец своей безропотностью. Ведь он не отчаялся, не наложил на себя руки, не набросился на богача, не проклинал всех вокруг, а смиренно принимал свою страшную участь. И, скорее всего, у него было много времени подумать о смысле своей жизни. В отличие от богача, который всю жизнь провел в праздности, развлечениях, отвлечении себя от самого страшного вопроса существования: а что же дальше? Сам вопрос о том, что дальше, в чем смысл происходящего, какая участь ожидает каждого из нас там, вне границ времени, — делает нас глубже, позволяет жить честнее и полнее.

Та пропасть, о который говорит осужденному богачу праотец Авраам, строится нами здесь и сейчас. Но не в силу накопления материальных ценностей. В основе пропасти лежит наше нежелание замечать других, наша злая воля, направленная, если не явно против ближних, то уж точно не на заботу о них. То есть это — проблема прежде всего этическая, связанная в том числе с воспитанием человека, с его вниманием к голосу собственной совести, к тому нравственному закону, о котором говорит Священное Писание, и который написан на наших сердцах.


Ранее в рамках проекта: 


Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
В Тверской области торговали сомнительными саженцами без документов - новости Афанасий
Общество

В Тверской области торговали сомнительными саженцами без документов

14.05.2021
В соседнем с Тверской областью регионе вводятся в оборот земли сельхозназначения, от которых добровольно отказались собственники - новости Афанасий
Общество

В соседнем с Тверской областью регионе вводятся в оборот земли сельхозназначения, от которых добровольно отказались собственники

14.05.2021
Аналитик: ВЭБ будет тиражировать опыт модернизации транспорта в Твери - новости Афанасий
Общество

Аналитик: ВЭБ будет тиражировать опыт модернизации транспорта в Твери

14.05.2021
В Ржеве открылась выставка советского быта - новости Афанасий
Общество

В Ржеве открылась выставка советского быта

14.05.2021
Названы победители регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года 2021» в Тверской области - новости Афанасий
Общество

Названы победители регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года 2021» в Тверской области

14.05.2021
Тверской Ботанический сад ищет старую мебель и посуду для выставки «Бабушкины окна» - новости Афанасий
Общество

Тверской Ботанический сад ищет старую мебель и посуду для выставки «Бабушкины окна»

14.05.2021
В Твери принято решение об установке светофора на Бежецком шоссе - новости Афанасий
Общество

В Твери принято решение об установке светофора на Бежецком шоссе

14.05.2021
В Фировском районе Тверской области на дороге устроили свалку - новости Афанасий
Общество

В Фировском районе Тверской области на дороге устроили свалку

14.05.2021
Новости партнеров
Рекомендуемое
Кому повысят пенсию, рассказали в ПФР - новости Афанасий
Общество

Кому повысят пенсию, рассказали в ПФР

14.05.2021
Отмену ЕГЭ обсуждают в Госдуме - новости Афанасий
Наука

Отмену ЕГЭ обсуждают в Госдуме

14.05.2021
Тестирование, КМБ и стаж: после трагедии в Казани в России серьезно ужесточат правила получения оружия - новости Афанасий
Общество

Тестирование, КМБ и стаж: после трагедии в Казани в России серьезно ужесточат правила получения оружия

13.05.2021
Правительство РФ признало, что цены на сахар, мучные изделия и подсолнечное масло пока не стабилизированы - новости Афанасий
Экономика

Правительство РФ признало, что цены на сахар, мучные изделия и подсолнечное масло пока не стабилизированы

13.05.2021
Яндекс.Метрика