Только новости экономики
Все новости

На правах рекламы. Рекламодатель ООО «Свежий ветер. Тверь»

Общество
Религия

Митрополит Амвросий: Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс

«Грехов меньше не становится, их становится больше. Другое дело, что исповедь — это не только и совсем даже не формальное перечисление тех грехов, которое мы обычно осуществляем в присутствии священника перед Христом и Евангелием...» — Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, глава «Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс» из книги «Свет прекрасных дел», 2020 год.
Поделиться
Подписаться
Митрополит Амвросий: Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс
Таинство прекрасных дел | спецпроект Afanasy.biz

Фото: личный архив митрополита

Мы перед Богом все одинаковые — мирянин, монах, архиерей, священнослужитель, мы все нуждаемся в исповеди. Конечно, начинающий христианин, может быть, в ней нуждается больше, чем тот, который уже что-то понимает и может сам регулировать для себя ее частоту и необходимость.

Грехов меньше не становится, их становится больше. Другое дело, что исповедь — это не только и совсем даже не формальное перечисление тех грехов, которое мы обычно осуществляем в присутствии священника перед Христом и Евангелием. Исповедь — это исповедание грехов на вечерней молитве; исповедь — это и «Господи, прости», когда только что согрешил и тут же покаялся. Это все тоже исповедь, это один процесс, это подготовка к причастию.

Сколько нужно прочитать канонов, чтобы подготовиться к причащению? Три канона плюс канон и Последование к Святому Причащению. Простите, а вечерня с утреней — это не подготовка к причастию? Это как раз путь ко Христу. Что, часы — это не подготовка к причастию? Литургия слова — это все путь ко Христу, все это подготовка к причастию.

То же самое и с исповедью. Исповедь — это не три или пять минут, которые мы постояли у аналоя. Исповедь — это покаяние, это изменение, которое происходит с нами постоянно либо в хорошую сторону, либо, иногда бывает наоборот, в плохую.

Мне кажется, что у живого христианина самого есть эта потребность: иногда что-то копится, копится, потом раз, и чувствуешь, что уже через края переливается, уже дальше не можешь со спокойной совестью к престолу подойти, что твои «Прости, Господи» становятся несколько легкомысленными, ты слишком легко относишься к своим поступкам. Тогда нужно идти и поверять на суд совести того священника, которому ты доверяешь как своему отцу или другу, как брату.

Мне очень нравится, как исповедь проходит в некоторых Поместных Православных Церквях, где духовником является один человек (или несколько), благословляемый архиереем, на всю небольшую епархию. Как к врачу, к нему приходят прихожане, и с ним можно просто поговорить. Люди сидят друг перед другом, или бывает, что духовник сидит, а человек на коленях исповедуется, рассказывает о том, что он натворил, что мешает, что закрыло ему дорогу к Богу. Рассказывает, как о болезни своей, о том, что является самой больной точкой на этом пути, что больше всего беспокоит.

Мы, когда приходим к врачу, говорим, прежде всего, о том, что у нас болит, и опытный врач может задавать наводящие вопросы: какие симптомы, как часто болит? Опытный духовник, если он действительно опытный, тоже может такие наводящие вопросы задавать, а может и не задавать, может просто помочь тебе. Может остановить и сказать: «Ой, все, хватит, это уже все прошло, это не имеет к тебе никакого отношения. Ты сейчас сказал, все, забудь об этом». Потому что иногда человек начинает уже самоедством заниматься на пустом месте, он сам себя начинает разрушать, уничтожать.

Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс. В ней есть болезненная сторона, но есть и радость выздоровления.

Когда больной приходит к врачу, он идет с надеждой, что ему помогут, что он выздоровеет. Он понимает, что это обращение к врачу приводит к радости выздоровления. Когда после исповеди есть радость, освобождение, значит, человек хорошо поисповедовался. Если после исповеди он думает: «Ой, я то-то забыл сказать. Вот еще то-то», и начинает сам себя добивать, такого не должно быть, конечно. Господь все покрывает, все видит, видит наше сердце, Он не ожидает от нас полного отчета, как какие-нибудь надзирательные органы, как налоговая инспекция, перед которой мы должны до копейки отчитаться.

Не надо стремиться стерильным подойти к Чаше, исповедавшись только за пять минут до причащения, чтобы уж точно однозначно. Это какая-то самонадеянность, гордыня и просто извращенное понимание изменения. Как бы мы чисто ни исповедовались, Господь нам дает Себя не за наши заслуги, а только по Своей величайшей любви к нам, это мы должны понимать. Мы никогда не будем достойны.

Для меня, например, проблема, что я никак не могу дать студентам понимание необходимости Евхаристии для каждого человека каждое воскресенье. Каждый раз, когда они приходят в храм — они приходят не петь, не пономарить, не свечки тушить, не читать, а приходят, прежде всего, на литургию, чтобы соединиться со Христом. Разве могут быть к этому препятствия, кроме каких-то совсем тяжких падений? Люди сами себе выдумывают какие-то препятствия и фантазируют о своем мнимом недостоинстве, тем самым заграждая себе путь ко Христу.

Но, с другой стороны, существуют и неправильные примеры со стороны старших, когда священники, будучи даже регентами хора, просто управляют хором и не причащаются — это же нонсенс! Священник, который не причащается или не служит три воскресенья подряд, отделяет себя от Церкви. Он отвыкает от Церкви, отвыкает от Христа, как бы ни пел, как бы ни читал, что бы ни делал за службой, если самое главное не происходит.

И это проблема нашей Церкви, которая длится даже не с советских времен, а еще со времен дореволюционных — непонимание Евхаристии, непонимание того, что такое Евхаристия для всех нас. Ведь только Христос нас всех делает едиными, только Христос может сделать то в нашей среде, что мы с вами по-человечески не можем сделать.

Даже в Петербурге я видел, как преобразилась академия, не благодаря каким-то инструкциям, дежурным помощникам, не благодаря лекциям, а благодаря тому, что большая часть академического сообщества просто стала совместно причащаться и все — и жизнь стала меняться, люди стали меняться, отношения между людьми стали меняться.

Они не были идеальными, безусловно, но все равно люди стали радостнее, эмоциональнее. Кто? Только Христос это может сделать.

Ранее в рамках проекта: 


Справочно:

25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии. 

В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверь и Тверская область, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского. 

В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.

telegram

Главное — у нас в Телеграм

Подписаться
Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Новости партнеров

Сейчас читают

В Нелидово осудили представителя компании-поставщика газа, пытавшегося дать взятку сотруднику МУП - новости Афанасий
Происшествия

В Нелидово осудили представителя компании-поставщика газа, пытавшегося дать взятку сотруднику МУП

07.10.2022
Первое в России уголовное дело уклониста от мобилизации отменено прокуратурой - новости Афанасий
Общество

Первое в России уголовное дело уклониста от мобилизации отменено прокуратурой

07.10.2022
Двое мужчин в Зубцовском районе спилили ворота ангара, чтобы утолить жажду спиртного - новости Афанасий
Происшествия

Двое мужчин в Зубцовском районе спилили ворота ангара, чтобы утолить жажду спиртного

07.10.2022
Экспозиция «Дома поэтов» в Бежецком районе пополнилась предметами, принадлежавшими семье Гумилевых - новости Афанасий
Культура

Экспозиция «Дома поэтов» в Бежецком районе пополнилась предметами, принадлежавшими семье Гумилевых

07.10.2022

На правах рекламы. Рекламодатель ООО «Свежий ветер. Тверь»

Яндекс.Метрика