Фото: личный архив митрополита
Человек задумал сохранить свое богатство, наконец-то насладиться плодами трудов своих и успокоиться: есть, пить, веселиться... Безумный! — говорит ему Бог,— в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12:20). Да, ты построишь крепкие амбары, у тебя не украдут накопленное воры. Но украдут тебя самого. Ты хрупок. Сегодня ты оставишь богатство, и оно больше тебе не пригодится.
Господь напоминает о смерти. Конечно, каждый живущий знает, что умрет. Но это знание не означает веры. Мы не до конца отдаем себе отчет в собственной смертности, не верим в то, что смерть может прийти уже сегодня, а не в 90 лет, как хотелось бы каждому из нас. И, возможно, даже не после выхода на пенсию, когда можно будет успокоиться и немного пожить для себя.
Это страшно, но правда всегда страшна. И правда эта заключается в том, что кто-то из нас не переживет следующий год. Еще большее количество не пройдет предстоящее пятилетие. А кто-то действительно доживет до почтенной старости, седых волос и правнуков. И предсказать наверняка невозможно. Только Бог знает, когда призвать каждого из нас. И Он совершенно не дает гарантий, что это не случится, например, сегодня ночью, как в нынешней евангельской истории.
Все мы смертны, более того, смертны внезапно. Смерть страшна. Внезапная смерть — вообще, пожалуй, самое страшное, что может случиться с человеком. Но Евангелие учит справляться со страхами. Даже больше: Благая евангельская Весть вся о том, как справляться со страхом смерти. Ведь Христос победил смерть.
Смертность делает нас сильнее, сознательнее, лучше. Потому что перед страшной аксиомой смерти равны все: богатые и нищие, славные и скромные, великие и малые, властители мира и простые труженики. И перед лицом смерти материальное богатство действительно теряет всякий смысл. Ведь если представить, что смерть ждет нас уже этой ночью, как евангельского богача, то что тогда становится действительно ценным? Разве накопленное состояние, а точнее, удовлетворение от этого накопления?
Ценным будет осознание драгоценности оставшегося времени, каждой минуты оставшейся земной жизни. Ведь только смерть делает время нашей жизни наполненным великим смыслом. Ценными станут те слова, которые можно услышать или сказать,— последние слова. Близкие люди, которых можно подержать за руку,— может быть, в последний раз. Свет солнца и зелень травы, которыми можно насладиться с благодарностью. Задушевный разговор, молитва Богу, добрая книга — все это перед лицом приближающейся смерти приобретает гораздо большую ценность, чем любые богатства и имения.
Мы не обращаем внимания на эти простые вещи, потому что кажется, что времени в запасе еще достаточно. Это парадокс, но именно самые важные вещи мы не способны оценить, размениваясь на второстепенные. Так, например, чистая вода является самой ценной субстанцией для жизни на планете. Но мы ведь не обращаем на нее почти никакого внимания, хотя без нее не сможем прожить и семи дней. Воздух еще более ценен. Время собственной жизни ценно. Но мы не ценим этого, потому что кажется, что этих вещей безгранично много.
Господь предупреждает нас, но не с целью испугать и заставить взяться за голову. Страх — плохой учитель. Господь напоминает, что стоит пересматривать свои ценностные ориентиры. Быть может, стоит позвонить маме. Ведь нет гарантии, что общение с ней может продлиться еще долго,— а оно бесценно. Поиграть с ребенком. Ведь он станет взрослым, и этого времени больше не вернуть. Поговорить с другом. Поговорить с нуждающимся в нашем внимании и любви. Поблагодарить Бога за свежий воздух, простую пищу, чистую воду. Ведь все самое ценное — чаще всего не нужно накапливать и прятать. Самое важное Он уже с великой щедростью дал.
Ранее в рамках проекта:
- Что может сказать христианство современному молодому человеку
- Ничего нельзя удержать
- Свет прекрасных дел
- Призванные стать небом
- На пути к обóжению
- Приобрести истинное богопознание
- Смирением измеряется духовный рост
- Как пережить радость прощения
- Сложная заповедь любви
- Ключи Царствия
- Царство Божие уже здесь
- О виноградарях и о Хозяине дома сего
- О Рождестве Пресвятой Богородицы и о достоинстве женщины
- Пилат и Иисус
- Митрополит Амвросий: Заповедь «Не бойся»
- Золотое правило любви
- Проповедовать образом собственной жизни
- Пропасть, разделяющая людей
- Подготовиться к встрече с Бесконечно Другим
- Томление, которым томился Христос
- Смысл христианского пути
Справочно:
25 августа 2020 года Синод РПЦ вынес решение о назначении главы Тверской митрополии. Ее возглавил архиепископ Верейский Амвросий, на тот момент являющийся викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также наместником Сретенского ставропигиального монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
Как рассказывает митрополит, в Церкви он вырос: с 12 лет нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.
7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.
По окончании семинарии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора. Позже, распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, но главным делом стало создание нового, ставшего знаменитым, хора Сретенского монастыря, которым будущий владыка управлял почти пять лет. Вскоре, в 2004 году, архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена. В том же году решением Священного Синода избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии. Полтора года спустя, в 2006 году решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием (помощником) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Далее - Петербург, куда решением Священного Синода епископ Амвросий назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии, с титулом “Гатчинский”. 10 лет, проведенных в Санкт-Петербурге, были посвящены духовному образованию и развитию богословской науки в Северной столице. Под руководством епископа (а впоследствие - архиепископа) Амвросия Духовная академия на берегах Невы стала первой в рейтинге среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.
В 2018 году архиепископ Амвросий возвращен в Москву и назначен ректором главного учебного заведения РПЦ, Московской духовной академии. Тогда же владыке Амвросию определено быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год спустя решением Священного Синода назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.
В августе 2020 года Священный Синод определил новое место служение - Тверскую митрополию, в качестве главы митрополии, с титулом митрополита Тверского и Кашинского.
В настоящее время глава тверской митрополии является также членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной комиссии по канонизации святых.