21.04.2011 |

Афанасий Никитин – гражданин Золотой Орды

Афанасий Никитин владел несколькими языками. В «Хожении за три моря» встречаются вставки на фарси (персидский), тюркском, арабском. Сам Афанасий Никитин рассказывает в книге, что выдавал себя за хорасанца, и это у него успешно получалось

 

Татарский язык до Индии доведет

Очевидно, что Никитин так хорошо владел хоросанским языком, что его носители не замечали подвоха и принимали Афанасия за земляка. Но о каком языке идет речь?

— Слово «хорасане» в ту эпоху было идентично слову «перс», — считает историк Евгения Ванина. — Возможно, в Индии действительно было так, и словом «хорасане» определялись все мусульмане, но сами-то персы отделяли себя от хорасан.

Хорасаном называлась территория к востоку от Каспийского моря, и она охватывала часть современной территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении. На этих пространствах сейчас, как и во времена Афанасия, распространены тюркские языки, что неудивительно. Хорасан долгое время был частью Золотой Орды и находился в общеордынском языковом пространстве. А по отношению к Персии Хорасан был мусульманской окраиной. Хорасанцы стремились усвоить культуру и язык Персии. Например, такие из них, как Низами, Омар Хайям, писали на фарси, а говорили на нем с акцентом.

Москва и Тверь во времена Никитина еще были частью Орды, а это значит, что правящая элита, образованный слой общества, должен был владеть государственным языком, коим был тюркский (татарский) язык. Нет никаких сомнений, что так оно и было. Поэтому, не покидая Твери, Никитин, как любой образованный человек своего времени, мог выучить государственный язык, который вдобавок был необходим в его профессиональной деятельности — при заключении торговых сделок. В Персии Афанасий Никитин, говоривший на фарси с татарским акцентом, вполне мог сойти за хорасанца. Но главное — Никитин был для хорасанцев не земляком, а соотечественником, как, впрочем, и для астраханцев, конфисковавших его товары. Касим Султан — правитель Астрахани, которого упоминает в «Хожении» Никитин, был племянником хана Большой Орды Ахмата и его вассалом. Как неотъемлемая часть Орды, Тверское княжество входило в сферу единого арабо-мусульманского экономического пространства, хотя и находилось на самой крайней его периферии. А пространство это было огромным — от Средиземноморья и Восточной Европы до Индонезии, Китая на восток и до Мадагаскара и Восточной Африки на юг. В центре, конечно же, была Аравия, от которой Индия находится в непосредственной близости. Никитин, попав в центр торгово-экономического пространства, представлялся купцом с периферии. А там торговым магнатам было не важно, с какой периферии — тверской или хорасанской прибыл купец. Это так же, как нам сейчас не важно, из Хакасии или Бурятии приезжает в Тверь человек. Нам проще определить двумя словами — «из Сибири».

Путешествие в будущее России

Путешествие Афанасия Никитина проходило в неспокойное время. Орда разваливалась на самостоятельные государства. Казань объявила о независимости, фактически независимым было Крымское ханство. Самостоятельную политику проводили Тверь и Москва.

В 1480 году Московское княжество бескровно завоевало независимость. В походе против Москвы участвовал и знакомый нам по «Хожению» Касим Султан. Постояв на берегах Угры, вассалы и правитель Орды Ахмат мирно разошлись, так и не вступив в битву. После стояния на Угре независимой стала не только Москва, но и Астрахань. Орда окончательно развалилась, и Тверь получила нежданную независимость. И почти сразу же бывшие ордынские осколки стали вновь собираться в единое государство, но на сей раз под водительством Москвы. Одним из первых независимость потеряло Тверское княжество. Потом пришла очередь Казанского ханства, следом Астраханского и, наконец, Сибирского ханства. Правители Крыма, бывшие верными союзниками Москвы в период распада Орды, быстро сориентировались. И поняв, что Орда вновь собирается на других началах, сделали свой выбор в пользу Турции.

До этого времени Афанасий не дожил. Он так и умер тверитянином и гражданином Орды.

Нетрудно заметить исторические параллели. Орда — огромная империя. На ее окраине православные княжества, считающие себя исключительными, более культурными, более образованными и главное — более правоверными, всячески пытаются унизить империю, стремятся выйти из ее состава. И даже получив независимость, продолжают шельмовать бывшую метрополию, рассказывая всякие пакости, ставшие потом историческими источниками, — ситуация, очень похожая на поведение бывших «продвинутых» союзных республик при развале СССР и после его развала. Позитивно то, что процесс распада приостановился. Хотя его предвестники в виде субъектов Федерации, претендующих на исключительность, наличествуют. Опасность развала России реальна. Однако исторический опыт показывает, что вслед за развалом на севере Евразии тут же следует собирание земель и появление новой империи. Дело в том, что государства — явления ноосферные. И способ государственного устройства народов Северной Евразии каким-то образом запрограммирован. Поэтому Афанасий Никитин — знаковая фигура. Он, как закладка в истории народов Евразии, сохраненная Господом для напоминания простой истины: «Все возвращается на круги своя».

Сергей Кутейников

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Для того, чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь на сайте или войдите через

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авторизация

Адрес электронной почты:

Пароль:

Запомнить меня

Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронный почты:

Регистрация

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Введите код:

CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От (Выйти)

Сообщение:





На правах рекламы:
Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь