Текст: Юрий Кулагин, Дарья Кравчук
Фото: Юрий Кулагин
Безмолвная темнота театральной сцены - зрелище почти священное. Ожидание, которое испытывают зрители в последние секунды перед началом спектакля - ощущение мало с чем сравнимое. В таком состоянии даже осторожные шаги по устланному газетами полу покажутся громом.
Когда свет прожектора осветил сцену, зрители увидели в этом тусклом луче сидящую на полу женщину. Она металась от стула к стулу, от страницы к странице и неустанно зачитывала заголовки, зарывшись в них, казалось, с головой. «Пиаф… Пиаф? Пиаф!» приговаривала актриса, жадно изучая жестокую прессу - журналисты не щадили певицу, распространяя в своих статьях всякий мелкий слух и грязную подробность.
Так начинался в тверском Театре юного зрителя моноспектакль «Я ни о чем не жалею. Пиаф», поставленный заслуженным артистом России Александром Романовым. Роль великой французской певицы Эдит Пиаф досталась артистке ТЮЗа Татьяне Романовой. Премьера постановки состоялась в Международный женский день, 8 марта. И это не случайно, ведь во многом именно женские проблемы и тяготы жизни обсуждает спектакль.
Впрочем, «Я ни о чем не жалею» оказался произведением не столько о фактах из жизни знаменитой французской певицы Эдит Пиаф, сколько о ее чувствах и переживаниях. Нет, конечно же, спектакль вспоминает много деталей - и сложное детство героини, и смерть дочери, и роман с Марселем Серданом, борьбу с алкоголем и наркотиками - но акцент сделан на другом. В первую очередь Татьяна Романова, хватаясь то за одну, то за другую газету, воплощала на сцене эмоции Эдит Пиаф.
Вот актриса бросается к заголовку, клеймящему певицу в распущенности, и объясняет, чуть ли не срываясь на рыдание, что просто искала любви, настоящего и пылающего чувства. Зачитывает следующий, обсуждающий бедное и несчастное детство Эдит Пиаф, а потом вспоминает, как ее в младенчестве поили вином и как ее бросила мать. Хватается за еще один заголовок - а тот обвиняет ее в смерти боксера Марселя Сердана. Хотя на самом деле Эдит Пиаф лишь хотела быстрее увидеть любимого, а потому попросила его прилететь на злосчастном самолете. И подобным слухам нет конца, поэтому заголовки все не заканчиваются и не заканчиваются.
Очень часто подобные воспоминания сопровождаются пением и живой музыкой. Не важно, поклонник ли вы Эдит Пиаф, или лишь где-то отдаленно слышали это имя, вы обязательно узнаете песни, включенные в спектакль. Для постановки были выбраны самые известные работы певицы, которые очень часто попадают в саундтреки к фильмам, сериалам и видеоиграм. «Padam… Padam…», «Non, je ne regrette rien», «La Vie en rose», «Milord» и многие другие известные песни в постановке исполнены на высшем уровне (к тому же, в русском переводе и с сохранением рифмы). У Татьяны Романовой очень сильный и красивый голос - пусть и не совсем похожий на голос самой певицы, он все равно закрадывается в душу и пробирает до мурашек. Аккомпанировала ей концертмейстер - заслуженная артистка России Лидия Буланкина, не отходившая от спрятанного в углу сцены рояля.
Оформление сцены в «Я ни о чем не жалею» вообще было весьма необычным. Начнем с того, что зрители на моноспектакле оказались на самой сцене - в глубине, лицом к зрительному залу. Причем для кого-то это стало сюрпризом - некоторые признали знакомый зал с непривычного ракурса только когда шикарная люстра за спиной Татьяны Романовой тускло засветилась, выхватив из темноты очертания красных кресел.
Зрительный зал был отделен от сцены не привычным массивным занавесом, а воздушной тканью, которая то и дело окрашивалась светом прожекторов. Когда в пении Пиаф появлялись гневные нотки, всю сцену заполняли алые тона. Когда певица, наоборот, обращалась к небу, моля о помощи то ли бога, то ли само мироздание, воздушный занавес светился голубым сиянием. Все это, разумеется, идеально ложилось на песни - световое оформление повторяло текст и настроение музыки. Когда музыка стихала, сцена, как правило, погружалась во мрак - размышлять актрисе приходилось в полутьме.
Уже упомянутых ранее газет на сцене было действительно много - настолько, что ТЮЗу пришлось заранее организовывать «сбор макулатуры» в социальных сетях. Во время постановки зрителям стало очевидно, что кипы газет правда были нужны - и, возможно, будут нужны еще. Актриса, не скупясь на эмоции, рвала и топтала ненавистную прессу с очерняющими Эдит Пиаф заголовками. От мощных вентиляторов изодранные в клочья газеты летали по сцене, окружая певицу хороводом лжи и клеветы. Невольно задумаешься - насколько же далеко может зайти желтая пресса в своем стремлении создать скандал? И до чего это может довести самого человека.
Но это, конечно же, не главная тема постановки. Театр юного зрителя описывает «Я ни о чем не жалею» как произведение о «взлетах и падениях, о внутренних сомнениях и переживаниях» - и это совершенно точное описание. Зрители, вместе с Татьяной Романовой, ураганом пронесутся через жизнь и страдания Эдит Пиаф, увидят и услышат ее мысли и чувства. А если учесть восхитительные музыкальные номера, многочисленные рассуждения о чувствах и любви, то «Я ни о чем не жалею. Пиаф» можно рассматривать и как прекрасный подарок женщинам к женскому дню. Впрочем, для любой другой аудитории (старше 16 лет) и в любую другую дату постановка будет столь же интересна - например, 26 марта, когда состоится следующий показ.
Новости Твери и городов Тверской области —
в Телеграм, в ОК и Вконтакте
Подписаться
Читайте также