В Твери полным ходом идут съемки военного детектива «Прощаться не будем», которые продлятся всю зиму. Он повествует о четырех днях Великой Отечественной войны: 11, 12, 13 и 14 октября. Под градом бомбежек и в ожидании надвигающегося на город врага жители Калинина делают свой выбор между отвагой и трусостью, честью и жизнью, а в это время неизвестный диверсант постоянно усугубляет ситуацию…
Накануне 75-летия освобождения Калинина от фашистских захватчиков режиссер-постановщик фильма тверитянин Павел ДРОЗДОВ рассказал нашему еженедельнику о том, как изменился город за 75 лет и почему военные фильмы вызывают такой интерес и неоднозначную реакцию зрителей.
— Еще в прошлом году жители Твери и любители кино из других городов России всем миром собирали деньги на тизер твоей картины «Прощаться не будем». И вот наконец-то фильм получил поддержку Министерства культуры РФ, обрел надежных партнеров, а принять участие в нем согласились звезды российского кино. Павел, расскажи, сколько времени ты шел к исполнению этой цели?
— Я давно хотел сделать свое режиссерское высказывание о войне, о жизни в прифронтовом Калинине, о людях, которым пришлось в непростой ситуации делать выбор — защищать родной город или бежать из него под страхом смерти. Я шел к съемкам фильма «Прощаться не будем» целых семь лет! Многие герои и события картины основаны на реальных событиях.
Я перечитал огромное количество книг о войне, пересмотрел десятки фильмов, встречался множество раз с ветеранами, историками, сам лично работал в архивах. Огромное влияние на меня оказала моя прабабушка. Ее рассказы о войне врезались мне в память.
Однако мы далеко не на 100% знаем обо всех событиях, которые произошли в октябре 1941 года, что дает нам определенную творческую свободу в построении сюжета. Отмечу, что мы решили выбрать жанр военного детектива, чтобы создать высокий градус напряжения в фильме. Больше всего людей осенью 1941 года испугала внезапность произошедшего. Все жили своей почти мирной жизнью, и никто не верил, что война дойдет и до их дома. Когда они осознали, что произошло, то встали перед выбором, как им быть дальше. Зрителям с первых минут фильма «Прощаться не будем» предстоит поразмыслить над вопросом: кто из героев фильма является предателем? Ответ будет очень неожиданным.
— В нашей стране с ее непредсказуемой историей фильмы о войне, как правило, вызывают неоднозначную реакцию, широкий общественный резонанс и споры о правдоподобности. Показателен пример фильма «28 панфиловцев» Кима Дружинина. Общественность до сих пор спорит о том, был ли в реальности совершен подвиг панфиловцев или это миф, созданный с целью пропаганды. Как ты думаешь, почему режиссеры стали чаще обращаться к военным сюжетам? Это просто благодатная тема для подогревания интереса к их картинам?
— Режиссеры, снимая военное кино, могут показать, как себя ведут люди в экстремальных ситуациях. Во время военных событий у них обострялись все чувства — любви, страха, предательства, смелости, благородства, твердости и т.д. Однако есть огромное количество невоенных фильмов, в которых раскрывается жизненный мир и выбор человека.
То, что в России снимается много военного кино, — миф. Тот же фильм «28 панфиловцев» создавался много лет и только недавно вышел на большой экран. Вообще за год в России появляется не более пяти картин о войне. Режиссеры выбирают эту тему, потому что им интересен жанр, — через него они могут показать какую-то интересную историю.
Для примера: в советское время в год выходило несколько десятков военных фильмов. За десятилетия были сняты сотни фильмов о войне, а по факту зрители знают только пять-десять лучших из них. В любом виде искусства действует закон — из ста произведений в памяти зрителей остается не более десяти. Это естественный процесс.
— А для чего ты решил снять свой фильм о войне?
— Во-первых, картина «Прощаться не будем» — мой вклад в развитие и популяризацию родного города. Про Тверь нет ни одного фильма. Кто-то может со мной не согласиться и привести в пример картину «Доктор Вера». Однако в ней ни разу не говорится о том, что действие происходит в Калинине. В одноименной повести Бориса Полевого Калинин тоже не упоминается. Поверьте, я много общаюсь с людьми со всей России. Я выяснил, что они мало знают о повести и фильме «Доктор Вера», и никто из них не знает, что он имеет хоть какое-то отношение к Твери. Это известно только жителям нашего города. Таким образом, через фильм «Прощаться не будем» я хочу рассказать о том, что происходило в моем родном городе в военное время.
Во-вторых, через свою картину я хочу сделать свое режиссерское высказывание, однако не на тему войны, а на тему жизненного выбора человека. Во время войны в людях просыпается страх и инстинкт самосохранения — очень сильные чувства. Им предстоит решить, что они будут делать, — бежать из города или идти защищать его, несмотря на то, что он кажется обреченным.
Многие наши герои принимают решение: идти и защищать город, тем самым удержав врага на этом рубеже хотя бы на небольшой промежуток времени. Может быть, на день-два, а может быть, всего на час. В то время немецкие войска двигались очень быстро, на счету у Красной Армии был каждый час…
— Значит, твой фильм в первую очередь не о военных событиях, а о людях?
— Да, батальных сцен в фильме не предполагается. Мы будем использовать пиротехнические эффекты, которые имитируют бомбежки и взрывы. Они начинаются с первых минут фильма. Однако меня, как режиссера, военные действия волнуют в меньшей степени. Мне больше всего интересно, что происходит в душе у людей, которые находятся на войне.
Главный герой картины — комендант города майор Павел Сысоев, которого играет актер Андрей Мерзликин. Все, что происходит, мы видим глазами нашего героя. Мы пройдем с ним путь от ощущения полного хаоса в городе до принятия решения: остаться в Калинине, чтобы его защищать, или убежать, спасая свою жизнь. Это решение примет не только главный герой, но и второстепенные.
— Как тебе и твоей команде удалось убедить государство и киноиндустрию, что фильм о Твери, таком небольшом городе, где во времена Великой Отечественной войны не было длительных боев, будет интересен для широкого круга зрителей?
— Как бы обидно это ни звучало для жителей Твери, но Министерству культуры РФ история нашего города хоть и важна, но не в первую очередь. Есть другие города — Калуга, Смоленск, Ростов-на-Дону, Минск, Тула, где происходило много важных событий во время Великой Отечественной войны. Правда, об этих городах пока никто не написал сценарий, а мы написали свою историю про Калинин и смогли ее правильно преподнести. Мы создали красивый сценарий о людях, об их трудном выборе на грани жизни и смерти.
— В твоей картине снимается много знаменитых российских актеров. Кроме уже упомянутого Андрея Мерзликина в съемках участвует Егор Бероев (он сыграет сотрудника отдела НКВД), Юрий Кузнецов (священник), а также Анна Чурина, Артур Ваха и другие артисты. Как ты убедил их сниматься в своем фильме?
— На съемках собрался прекрасный актерский состав. Благодаря ему фильм «Прощаться не будем» — это не ура-патриотическое, а авторское кино. Помимо федеральных звездных артистов в моем фильме снимаются многие тверские актеры. Я их очень люблю и приглашаю на роли, даже если снимаю проект где-нибудь в Москве. Все артисты своим присутствием, своим талантом, своей работой делают этот фильм правдивым, удивительным, сентиментальным и даже жестоким — в общем, разным.
Актеры в первую очередь привлек сценарий. Прочитав его, они согласились участвовать в фильме. И только затем их гонорары с ними согласовывали наш главный продюсер Алексей Петрухин и наш главный партнер — корпорация «Русская Фильм Группа».
— Насколько сложно снимать в Твери военное кино? Есть мнения, что Тверь в некоторых районах не сильно изменилась за 75 лет…
— Любую историческую картину снимать очень сложно. Фильм «Прощаться не будем» не исключение. Людям кажется, что за почти век изменилось очень мало и что в некоторых местах Тверь все еще напоминает 1941 год. Со всей уверенностью заявляю, что это совершенно не так. Нам предстоит огромная работа с графикой — что-то мы затрем или вовсе удалим, а что-то добавим. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить жителей Твери, которые проявляют большой интерес к съемкам нашего фильма и охотно принимают участие в массовке.
— Говорят, что твой фильм уже вызывает неоднозначную реакцию у жителей Твери. Это правда?
— Да. Когда мы снимали около кинотеатра «Звезда», ко мне подошел мужчина и очень долго убеждал меня в том, что Калинин в 1941 году сдали без боя, а все руководители города из него сбежали. Он не смог назвать ни одной фамилии, но говорил очень эмоционально, на повышенных тонах и остался при своем мнении. В этот же съемочный день ко мне подошел другой мужчина и пытался меня убедить в обратном.
В нашем фильме мы не дадим однозначного ответа на этот вопрос. Сконцентрируемся на истории людей. Мы не делаем пафосное патриотическое кино, но при этом говорим о том, что были люди, которые защищали наш город, которые не испугались и пошли в эти окопы и даже отдали свои жизни. Многие персонажи списаны с реальных людей. Например, Конев и Токарев — это реальные персонажи.
— Если такие дискуссии возникают уже сейчас, то после выхода фильма их будет еще больше. Ты к ним готов?
— Уверен, что будет сломано много копий на темы «Правда показана в фильме или нет?» и «Был сдан Калинин или нет?». Морально к этим дискуссиям я готов, но лично участвовать в них не буду. Пусть каждый для себя выберет приемлемую точку зрения. Я делаю свое режиссерское высказывание на основе архивных данных.
Я отвечаю за то, что делаю, и этого для меня достаточно.
— Когда фильм «Прощаться не будем» выйдет на большие экраны и где он будет показан?
— Первый блок съемок завершится 16 декабря. Второй начнется в январе-феврале. За зиму мы должны все отснять. Монтаж идет параллельно со съемками. Мы уже собираем некоторые сцены будущего фильма. А в большой прокат планируем выпустить его в конце 2017 года. У нас уже есть договоренность с кинотеатрами. Наш фильм увидят жители всей России.
Промоушен картины уже начинается. В федеральных СМИ появляются кадры из фильма и интервью с артистами. Я и моя команда прошли долгий путь. Мы надеемся, что снимем хороший фильм, который понравится людям и надолго останется в их памяти.
Андрей САБЫНИН