С чем D едят?
Что же на самом деле означают все эти многочисленные D? Эта буква происходит от английского dimen- sional, то есть «имеющий измерение, пространственный». Получается, что 2D — это обыкновенное кино, движущееся изображение в двух измерениях. А в формате 3D обычные фильмы становятся еще и объемными, то есть картинка видится в трех проекциях.
4D, 5D, 6D и прочие — это уже не просто кино, а целый аттракцион. Главное различие этих D — количество добавленных к объемному изображению и звуку спецэффектов. В 4D-аттракционах зрительские кресла подвешены на гидравлических подвесках, а вибрация, резкие взлеты и падения имитируют динамику камеры и создают эффект присутствия.
5D сочетает в себе 4D-аттракцион, только с различными «динамическими эффектами»: ветер, брызги воды, генераторы дыма и снега, различные стробоскопы и сабвуферы, имитаторы прикосновений и покалываний, лазеры и инжекторы запахов. В общем, все для полного «погружения в картинку», чтобы оторвать зрителя от действительности и открыть совершенно новые реалистичные ощущения. Обычно фильмы 4D и 5D длятся всего 5-10 минут и по сюжету существенно отличаются от 2D и 3D-кино. Да и сделаны они полностью при помощи компьютерной графики.
Новое или хорошо забытое старое?
Принцип получения объемного изображения иначе называется стереоскопией. Оказывается, в основе технологии лежат свойства зрительной системы, способной различать глубину пространства. Так как глаза расположены на расстоянии 5-7 см друг от друга, то предметы они видят под разными углами.
А затем два полученных потока видео накладываются друг на друга.
С помощью анаглифных (сине-красных) очков каждый глаз воспринимает изображение отдельно — только свою часть цветового спектра. Кроме того, частота кадров составляет 72 против обычных 24. При этом мозг, обрабатывая полученную визуальную информацию, воспроизводит пространственную картину, а поступившие в него сигналы с двух глаз объединяются в трехмерную картинку. Можно сказать, что для каждого глаза показывается двухмерное изображение, а технологии обманывают наш разум, заставляя его думать, что он видит одну картинку с трехмерной глубиной. 3D-технология — это оптическая иллюзия.
Многие считают, что объемное кино появилось благодаря фильму «Аватар», вышедшему на экраны кинотеатров в 2009 году. Но на самом деле это не так. Стереоскопия возникла практически одновременно с так называемым синематографом. Еще в 1838 году Чарльз Уитстоун в Лондоне описал этот визуальный эффект, а в 1894 году английский изобретатель Вильям Фриз-Грин запатентовал технологию производства и демонстрации фильмов 3D. В 1922 году в Лос-Анджелесе состоялся показ фильма «Сила любви» по технологии анаглифа, которая применяется в большинстве 3D-кинотеатров сейчас.
Детям не игрушка
Но так ли безопасны для человека все эти суперсовременные технологии? Различные мнения по этому поводу высказывают как врачи-офтальмологи, так и психотерапевты. Согласно все тому же опросу «Ромир», 18% россиян жалуются, что при просмотре 3D-фильмов у них болит голова и устают глаза. Однако 49% сказали, что таких неприятных ощущений в зале они не испытывали.
На протяжении многих лет некоторые ученые говорят, что после просмотра 3D-фильма может ухудшиться зрение, даже развиться косоглазие. Другие исследователи доказывают, что зрение может ухудшаться и от чтения книг, и от работы за компьютером, и от просмотра кино и игр в 3D.
В целом же зарубежные и отечественные испытатели сходятся во мнении, что никакого вредного воздействия при просмотре стереоконтента не происходит. Однако просмотр объемных фильмов стоит ограничить некоторым категориям граждан. А именно людям с нарушением бинокулярного зрения, близорукостью, дальнозоркостью.
В младшем школьном возрасте продолжительность просмотра не должна превышать 40 минут, а с 12 лет — от 1 до 1,5 часов.
В целом же 2-3 стереофильма в неделю никому не навредят. Однако причиной заболеваний могут стать многоразовые очки, выдаваемые в кинотеатре, — через них могут передаваться глазные инфекции.
Еще одна сторона вопроса — действие на психику. По этому вопросу мы проконсультировались с заведующим Центра психического здоровья Тверского областного клинического психоневрологического диспансера, врачом-психотерапевтом высшей категории Владимиром Туговым: — 3D, 4D, 5D-аттракционы, без всякого сомнения, вредны для здоровья. Частое их посещение может войти привычку, вызвать психологическую тягу или зависимость от острых ощущений, которые дает просмотр подобных фильмов. Жизнь без них становится скучной и неинтересной. При этом человек отдаляется от реальной действительности, у него притупляется чувство опасности. А для детей, у которых только формируется схема восприятия окружающего мира, такие фильмы особенно неблагоприятны. Наши старые мультфильмы гораздо полезнее. Чтобы 3D или 5D-аттракционы не стали психологическим наркотиком, без которого впоследствии будет сложно жить, посещение подобных кинотеатров стоит ограничить.