С 8 мая по 14 июня в Тверской областной картинной галерее проходит выставка «Прекраснейшие виды Рима». Ценители искусства смогут увидеть и оценить листы из сюиты гравюр итальянских мастеров 2-й половины XVIII века из собрания Тверской областной картинной галереи.
Roma Etema, Вечный Город - «титул», который Рим получал еще в античную эпоху. Этот город не раз переживал периоды величия и упадка, но всегда возрождался. Не случайно, что с возникновением и расцветом в итальянском искусстве XVIII века архитектурной ведуты (итал. veduta – «увиденная» от лат. videre – «видеть», жанр изобразительного искусства, ранняя форма архитектурного, городского пейзажа, сложившаяся в XVIII в. в Венеции), Город на семи холмах становится излюбленным объектом изображения для художников этого жанра. Особенно в гравюре. Следуя за гениальным Джованни Баттиста Пиранези, создавшим потрясающе осязаемый образ древнего города, к «римской теме» обратились десятки мастеров, создавая как отдельные гравюры и офорты, так и серии, циклы, сюиты и альбомы, посвященные древним и современным памятникам Рима.
В настоящей экспозиции представлено 34 листа из сюиты «Новая коллекция самых красивых видов Рима рисованных и гравированных прославленными авторами», опубликованной в 1761 году и включавшей, всего, около 50 сюжетов.
Большинство из показываемых произведений выполнено Доменико Монтегю, почти забытым сейчас итальянским гравером и офортистом второй половины XVIII века. Однако, в свое время, он был, видимо, достаточно популярен. Его гравюры печатались довольно большими тиражами и неоднократно переиздавались. Даже и сейчас на европейских антикварных аукционах встречаются отдельные листы этого автора.
Работы, представленные здесь, дают возможность совершить путешествие по Риму второй половины XVIII столетия и увидеть его глазами человека того времени. Развалины античных храмов и акведуков, триумфальные колонны и арки императорского Рима соседствуют здесь с аскетичными раннехристианскими базиликами, чуть мрачноватыми и торжественными ренессансными палаццо, с динамичной, как бы «текучей» архитектурой соборов, церквей и фонтанов эпохи маньеризма и барокко.
Следуя законам жанра, авторы, конечно же, прежде всего, уделяют внимание изображению архитектуры. Однако и повседневная жизнь Рима не осталась за пределами их внимания: жанровые сценки и отдельные фигурки не только «оживляют» композиции, но и придают им жизненную достоверность.
Настоящая экспозиция, осуществляемая в рамках проекта «Европейский сезон», открывает цикл выставок, которые дадут возможность зрителям познакомиться с коллекцией западноевропейской гравюры, хранящейся в Тверской областной картинной галерее.