28 августа во Всероссийском историко-этнографическом музее (Торжок, Тверская область) открывается выставка живописи, графики и скульптуры авторства Светланы Калистратовой.
Светлана Калистратова живет и работает в Москве. Член МОСХ и Творческого союза художников России. Окончила Московский инженерно-физический институт, кандидат технических наук. Тема диссертации - математическая теория рисунков ткацких переплетений. C детства рисовала и занималась в художественных студиях и приватно. С 1980 г. профессионально занимается гобеленом, живописью. В российских и зарубежных выставках участвует с 1990 г.
Ее работы можно увидеть в коллекциях крупных музеев и галерей в России и за рубежом: в Московском музее современного искусства и в «Новом Иерусалиме», Тульском и Ярославском и Саратовском художественных музеях, Российском Фонде культуры, московском офисе Всемирного банка, Центре Современного Искусства и в коллекции Колодзей Русского и Восточно-Европейского искусства в Нью-Йорке, Плейнс Арт Музеум. Фарго (Северная Дакота, США) и Людвиг Максимилианс Университет (Мюнхен, Германия), Итон галерея (Великобритания) и многих других, а также в частных собраниях России, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Испании, Израиля, Германии и США. Более 20 персональных выставок Светланы Калистратовой состоялись в России и за рубежом.
Художник и математик, занимавшийся математическими проблемами комбинаторной геометрии, Светлана Калистратова называет свои живописные серии термином, обозначающим нечто неизменяемое, постоянное. Очевидно, что математика оказала серьезное влияние на ее мировоззрение, и к моменту, когда искусство стало главным делом ее жизни, у Светланы Калистратовой сформировалась своя философия живописи. Ее работы можно назвать геометрическими абстракциями, сложными по замыслу и исполнению.
Выставка «Инварианты. Пространство слова II» – это продолжение реализованного в прошлом году в Доме Ахматовой одноименного проекта. Одна из центральных работ выставки посвящена Анне Ахматовой, ее «Поэме без героя». В сложном живописном пространстве картины обретает глубину и пронзительность ахматовское Слово.
Вводя слова и элементы слов в пространство картины, она не делает акцент на их визуальной узнаваемости, а выстраивает свое живописное повествование на фундаментальных, инвариантных свойствах Логоса в симфонии форм и красок. Отдельные слова в этом мощном хоре трудноразличимы, сливаясь в единый энергетический поток необъятного пространства. Это многообразие вместе с тем невероятно гармонично, управляемо едиными законами бытия, т.е. инвариантами.
Пространство слова обширно и многообразно. Некогда было сказано: «зримое рассказывает – рассказываемое зримо». Стоит ли поддаваться соблазну модифицировать произносимое в видимое. Или произвести обратный эффект: реструктурировать речь, основываясь на принципах визуального порядка. Можно ли действительно всмотреться в речевое пространство, неуловимое, немыслимое для визуальной системы координат? Стоит ли расщеплять живопись Светланы Калистратовой на составляющие, объяснять философскими терминами? Живопись все равно остается необъяснимо прекрасной в своей сложной структуре. Плохо поддающиеся препарированию, ее композиции светятся внутренним светом в своей не нуждающейся в толкованиях красоте и медитативности.
Открытие выставки в 15.00. Адрес выставочного зала ВИЭМ: пл. 9 Января, д. 2. Музей работает с 10.00 до 18.00. Выходной: понедельник.