12 февраля в московском Музее русской иконы открылась выставка «Стенное письмо строения великих князей Тверских. Фрески церкви Рождества Богородицы в Городне».
Это древнейший памятник монументальной живописи Тверской области (1430-е – начало 1440-х годов). Подлинные фрагменты уникальных фресок предоставила для выставки Тверская областная картинная галерея. С экспозицией можно ознакомиться с 13 февраля по 30 марта.
Выставка дает представление об особенностях тверской школы монументальной росписи, которая дошла до нашего времени только в двух памятниках – фрески в Орше и в Городне.
Директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина рассказала изданию «Благовест-инфо», что в Твери нет возможности экспонировать эти фрески так, как это сделали в Москве – экспозиция имитирует пространство храма, и каждый фрагмент занимает соответствующее место в иконографической программе росписи.
О несохранившихся росписях дает представление их графическая реконструкция – плод научной работы искусствоведов, реставраторов и археологов. Кроме того, в витринах представлены отдельные фрагменты, которые пока не удалось встроить ни в одну из композиций (из 20 000 сохранившихся фрагментов только 247 соединились в изображения).
«Тверь занимала особое положение: княжество граничило с Москвой, Смоленском, Новгородом, Ростовом, Литвой, и в тверском искусстве можно отыскать «переклички» с художественными школами этих земель. Однако тверские фрески отличаются особым тонким колоритом, они, в отличие от новгородских, например, более тональны, аристократичны, изысканны. В них можно отыскать следы как греческого, так и западного влияния», - отмечает заведующий сектором древнерусского искусства Института искусствознания РАН Лев Лифшиц.