«Представлены пять графических работ, связанных с Тверской губернией», - сообщила куратор выставки Татьяна Белова. Еще в Академии художеств у Врубеля появились друзья - Валентин Серов и Владимир Дервиз. Позже Дервиз приобрел имение «Домотканово» под Тверью, которое стало одним из художественных центров Тверского края на рубеже XIX - XX веков. Неизвестно, бывал ли здесь сам Врубель. Предполагается, что представленные на выставке портреты Маши Симонович, Аделаиды и Валентины Дервиз, портрет матери художника Серова, чьи жизни связаны с этим имением, были написаны Врубелем в Санкт-Петербурге, затем привезены в «Домотканово».
Выставка в Твери представляет М.А.Врубеля и как талантливого скульптора. Представлены две его работы, выполненные в технике майолика - «Египтянка» и «Голова львицы». В ней четко прослеживается стиль художника - умелое сочетание монументального с прорисовыванием мелких деталей. «Голова львицы» созданная Врубелем в 1891 году, была изготовлена как маска для ворот дома Мамонтова в Москве. Известны две «головы львицы». «Одна находится в Историческом музее, вторая у нас», - сказала куратор выставки.
О скульптуре «Египтянка» до сих пор ходит много легенд. По одной из них это портрет Веры Мамонтовой, которую Врубель изобразил в образе Тамары - персонажа поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова. «Некоторые исследователи склоняются к тому, что это могла быть «Античная гречанка», - сказала Т.Белова, добавив: «Первоначально скульптура называлась «Тайна».
Обе скульптуры были приобретены тверской галереей в частных коллекциях Твери в середине 50-х годов ХХ века.
Период творческой деятельности Врубеля сравнительно невелик - немногим более 20 лет. По окончанию курса в Петербургском университете он поступил в Академию художеств. Не успев окончить академию, в 1883 году по приглашению профессора Прахова М.Врубель едет в Киев, где начинается его самостоятельная художественная жизнь. Поездка в северную Италию, три года спустя, оказывает большое влияние на развитие творчества Михаила Александровича. После он продолжает работать в Киеве, пока в 1889 году не переезжает в Москву. Здесь начинается период его наиболее плодотворной работы.
Иллюстрации к «Демону» М.Ю. Лермонтова, росписи Кирилловской церкви в Киеве, произведения декоративно-прикладного искусства близки к стилю «Модерн».