Международный День Театра отмечается 27 марта ежегодно с 1962 года. Праздник учрежден в Вене на 9-м конгрессе Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО в 1961 году. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник миллионов зрителей.
Основу выставки, посвящённой Международному Дню Театра, составили эскизы декораций к театральным постановкам 1907-1974 годов, выполненные замечательными русскими художниками Константином Коровиным, Сергеем Судейкиным, Александром Дейнекой, Борисом Мессерером.
Деятельность «русского импрессиониста» Константина Коровина (1861-1939) как театрального декоратора началась в 1884 году, когда художник познакомился с Саввой Мамонтовым и вошёл в его кружок. Коровин так сформулировал свои принципы создания театральных декораций: «Искание гармонии цветов, колористические впечатления, краски и цвета - сами по себе дают высокое наслаждение зрителю театра... Художник своими декорациями делает то же, что и певец, окрыляющий своим звуком фразу автора... Его обязанность по отношению к исполнителю - это выделить меру последнего на фоне цвета».
На выставке представлен выполненный Коровиным в 1907 году эскиз-вариант театральной декорации к опере-балету Н.А. Римского-Корсакова «Млада» для неосуществленной постановки в Большом театре. Это набросок декорации к сцене видения главного героя оперы князя Яромира, в котором ему является царица Клеопатра. В этом небольшом эскизе, в этих живых, стремительных мазках различается пышный, величественный дворец египетской царицы во всём великолепии, которым наделила его фантазия художника.
Для Сергея Судейкина (1882 - 1946) работа для театра стала главным делом жизни. Его, как и Коровина, к художественному оформлению спектаклей привлёк Савва Мамонтов. Впоследствии художник сотрудничал со многими известными театрами: имени Веры Комиссаржевской, Новым Драматическим, Малым и Камерным. В 1912-1913 годах принял участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.
В 1910-е годы Судейкин, будучи уже к тому времени «мирискусником», много работал для театров-кабаре: «Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Летучая мышь». Это было время «кабаретной эпидемии» в театральной жизни России.
На выставке экспонируется выполненный Судейкиным эскиз декоративного панно «Венецианские куклы» для главного зала кабаре «Привал комедиантов». Этот театр-кабаре был организован в Петрограде в 1916 году Борисом Прониным - актёром и режиссёром, участником ряда театральных начинаний Всеволода Мейерхольда (фаянсовый бюст-шарж «Мейерхольд», изготовленный по модели Кукрыниксов на Песоченской фаянсовой фабрике в 1935 году, также можно увидеть на выставке). Мейерхольд с самого начала принял активное участие в артистической жизни «Привала комедиантов».
На выставке можно увидеть два рисунка, Николая Андреева (1873–1932), представляющие собой шаржи на актёров «Летучей мыши», выполненные в период их гастролей в Париже.
Александр Дейнека (1899-1969) в 1919-20 годах в качестве художника передвижного красноармейского театра выезжает на фронт. На выставке можно увидеть эскиз декорации к одной из постановок этого театра, созданный в 1919 году. В этой маленькой, размером с четверть альбомного листа, работе, выполненной акварелью, тушью, белилами и гуашью – ощущается подлинная монументальность, предвосхищающая будущие работы Дейнеки. Художник добивается её с помощью точно выверенного линейного ритма, контрастного сопоставления плоскостей, объёмов и различных пространственных планов. Вторая представленная на выставке работа Дейнеки – «Зрители. В театральной ложе» (1925) - носит шаржевый характер и представляет другой период и другую сторону творческого дарования художника.
Центральными экспонатами выставки стали две работы ученика Дейнеки - Бориса Мессерера (род. в 1933) - «Канкан» и «Фокстрот» (1974). Это эскизы театральных декораций к фантазиям на тему балета Дмитрия Шостаковича «Клоп» ансамбля «Хореографические миниатюры». За создание этих декораций в 1987 году Борис Асафович был награждён серебряной медалью Российской Академии художеств. Новаторство Мессерера в декорационном искусстве заключается в том, что, если обычно любого вида декорация, так или иначе, изображает место действия, то декорации Мессерера - это композиции, несущие в себе образ спектакля и тем самым обретающие значение самостоятельных визуальных «персонажей». Так, благодаря этому подходу, представленные на нашей выставке эскизы воспринимаются как законченные самостоятельные живописные произведения. Они конструктивны, пластичны, декоративны, необыкновенно динамичны, великолепно передают образность музыки Шостаковича.
Все экспонаты выставки объединяет, помимо общей темы, ещё и то, что они, с одной стороны, иллюстрируют собой принципы синтеза искусств, а с другой стороны – являются совершенно самодостаточными, самостоятельными произведениями изобразительного искусства.
Выставку «В рамке рампы» можно будет посетить до 23 мая.