Текст и фото: Павел Успенский
В театре, который еще лишь готовится принять зрителей, довольно пустынно и тихо, лишь в фойе перед зрительным залом щебечут многочисленные птички, которые живут здесь в вольерах. В самом зрительном зале – наоборот, оживленно. Здесь идет репетиция.
«Фрида.Memoria». Так называется первый из спектаклей, который уже 18 сентября смогут увидеть тверские зрители. Ставят его команда постановщиков из Санкт-Петербурга: режиссер Чакчи Фросноккрес, художник Ульяна Елизарова, хореограф Александр Лялюшкин и музыкальный оформитель Полина Огаркова.
Перед сценой стоит молодой режиссер. На сцене – несколько актрис. Все они – Фриды, которые расскажут зрителю о судьбе известной мексиканской художницы Фриды Кало, о ее переживаниях и чувствах, о любви и предательстве, творчестве и противоречии. Чакчи руководит репетицией, стараясь сделать идеальным каждый, даже, казалось бы, самый незаметный для зрителя момент действия. Каждый шаг актрис тщательно выверяется, не менее тщательно расставляется немногочисленный реквизит. Идеи предлагают и сами актрисы. Режиссер соглашается.
В своей постановке гость из Петербурга использует документальные материалы и фотографии, мексиканские композиции и показывает свой взгляд на развитие событий и характеров персонажей.
Сам Чакчи Фросноккрес (режиссер использует псевдоним) – художественный руководитель Малого театра кукол в Петербурге – за десять лет своей творческой деятельности поставил более 30 спектаклей в различных театрах страны и за ее пределами. Раньше он уже работал в Тверском театре кукол, поставив «Журавлиные перья».
«Здесь чудесные актеры, чудесные цеха. Поэтому мы решили поработать снова и поставить экспериментальные спектакли. В первом мы постараемся разговорить женщин, а во втором – мужчин», – рассказывает режиссер.
В постановке «Фрида.Memoria» он пытается найти параллели жизни великой художницы с жизнью зрителя. Спектакль рассчитан на взрослых, знакомых с историей Фриды Кало. Чакчи уверен, что таких людей немало.
«Ее биография насыщена болью, необходимой драматургии. Это история не про живопись и даже ее живопись – не про живопись, а про ее личный пережитый опыт. Фрида – это и любовь и счастье через призму постоянных побоев и борьбы в жизни», – говорит Чакчи.
В спектакле практически нет слов. Те, немногочисленные, что есть – на испанском. Но театр кукол, в первую очередь, прекрасен своими жестами и выражением метафор, которые зритель должен считывать, считает режиссер. Образный ряд будет понятен зрителю. Мужчины в спектакле не задействованы, все актеры – женщины и все они – Фриды. Есть лишь один мужчина – Диего – да и тот лишь статуя.
В театр кукол сейчас идет огромный поток взрослого зрителя, поэтому и постановка была выбрана для него. Зритель хочет переживаний, новых знаний, новых чувств. И кукла вполне этому способствует.
«Сейчас вокруг очень много шума – интернет, соцсети и прочее. Живому артисту сопереживать намного сложнее. А кукле сопереживают. Зритель может позволить себе ассоциировать себя с этим предметом», – делится мнением Чакчи.
Кукла в спектакле, конечно, задействована. Есть и Фрида, есть Диего, есть и другие персонажи. И впервые за довольно долгое время Тверской театр кукол готов открыть двери для взрослой публики и представить ей свой экспериментальный спектакль.
«Это спектакль про всех нас. Как минимум, вы познакомитесь с самой художницей, а как максимум – узнаете в нем себя», – подытожил режиссер.
Второй спектакль – противоположный «Фриде». В нем задействованы лишь мужчины, которые, в отличие от своих коллег-актрис, говорят много. Говорят они про бабушек. Именно так, «Про бабушек», и называется вторая постановка петербургского режиссера.
«Мужчин трудно разговорить. Они неразговорчивы, не сентиментальны, не любят вспоминать сухие факты. А нам было необходимо их разговорить и вытащить детали их прошлого. В деталях человек раскрывается», – говорит Чакчи.
Детали – какого цвета был у бабушки коврик, как она смеялась, какие фильмы смотрели и как обсуждали – помогли найти живой отклик у актеров, задействованных в постановке. Его передают и зрителю.
«Нет на свете человека, у которого не было бы бабушки. Даже если он ее не застал, она была. А вот какой – можно всегда придумать, если вы эту бабушку не знали», – уверен режиссер.
Поток идей для спектакля выдали сами актеры. В постановке задействовано пять человек, увидеть премьеру на сцене Театра кукол можно 18 и 19 сентября. Начало в 11:00.
Чакчи Фросноккрес уверен, что обе постановки понравятся тверскому зрителю, не искушенному театром в таком объеме, как зритель московский или петербургский. Только в Петербурге 234 государственных театра. А вместе с частными – более полутысячи. В Твери, по мнению Чакчи, нет необходимости так «выпендриваться», что, в свою очередь, говорит и о «качестве» зрителя.
В новом сезоне репертуар тверского театра кукол состоит из 30 спектаклей. Среди них и сказки для детей, новеллы для семейного просмотра, современная отечественная и зарубежная драматургия. Для маленьких зрителей Театр кукол подготовил конкурсы, викторины и подарки самым активным.