Только новости экономики
Все новости
Культура

Норвежские сказки под британский рок: в Тверском ТЮЗе появился новый детский спектакль

Такие имена, как Трилле, Рейдар, Тор (ладно, Тор - исключение, по понятным причинам) не на слуху у среднестатистического россиянина, тем более - у школьников младших и средних классов, на которых и рассчитана новая постановка тверского Театра юного зрителя. Мария Парр - автор книги "Вафельное сердце", на которой основан одноимённый спектакль, - родом из Норвегии, поэтому наличие заковыристых имен можно понять. А вот что понять уже сложнее, так это как так получилось, что детство у норвежских и российских детей, оказывается, бывает очень похожим.
Поделиться
Подписаться
Норвежские сказки под британский рок: в Тверском ТЮЗе появился новый детский спектакль

Текст: Дарья Кравчук, Юрий Кулагин
Фото: Юрий Кулагин

Такие имена, как Трилле, Рейдар, Тор (ладно, Тор - исключение, по понятным причинам) не на слуху у среднестатистического россиянина, тем более - у школьников младших и средних классов, на которых и рассчитана новая постановка тверского Театра юного зрителя. Мария Парр - автор книги "Вафельное сердце", на которой основан одноимённый спектакль, - родом из Норвегии, поэтому наличие заковыристых имен можно понять. А вот что понять уже сложнее, так это как так получилось, что детство у норвежских и российских детей, оказывается, бывает очень похожим.

Премьера “Вафельного сердца” состоялась в ТЮЗе 13 ноября. Режиссёр-постановщик Иван Пачин воплотил на сцене одно из самых популярных и качественных детских произведений, написанных в XXI веке. И, как и любое качественное произведение, оно является на редкость интернациональным.


Спектакль рассказывает историю двух ребят - девятилетнего Трилле и почти девятилетней Лены, которые живут в небольшом норвежском городке близ бухты Щепки-Матильды. Один - слегка неуверенный в себе, но рассудительный паренёк, живущий в большой семье. Вторая - воспитываемая матерью-одиночкой активная непоседа, мечтающая обрести своего папу. Вместе они - неразлучная парочка, которая время от времени находит приключения себе на голову и сталкивается со всем знакомыми проблемами.


Несмотря на различия и в эпохе, и в месте действия, в сюжетах “Вафельного сердца” многие дети могут увидеть сцены, знакомые по своей жизни. Например, отец главного героя Рейдар в первой половине спектакля везёт всю семью в гости к бабушке, которая наготовила вкусных вафель. Точно так же многие внуки у нас регулярно навещают бабушек, которые по случаю визита готовят целые партии ароматных блинов. Мальчишки уже в начальных классах, как и Трилле, начинали всей душой ненавидеть “девчачьи” колготки, даже если на улице зима и родители просто не хотят, чтобы их чада простыли. Более печальных ситуаций это тоже касается. Тоска по далеко переехавшему другу, которому пришлось уезжать вместе с родителями, знакома многим. Первая встреча со смертью близкого человека - к сожалению, тоже.


Смерть Бабы-Тети (так дети прозвали сестру Ларса - дедушки Трилле) в "Вафельном сердце" - это вообще один из самых изящных моментов, что только можно увидеть на современной тверской сцене. Во многом благодаря тому, как это событие обставлено - совершенно нереалистично, но очень убедительно. Смерть в спектакле показана от лица девятилетнего ребёнка - причём так, что и юный зритель сможет её прочувствовать, и взрослый, может быть, пустит скупую слезу. 


Этот эффект безупречно отыгрывается на протяжении всей пьесы. Из раза в раз, из сцены в сцену, "Вафельное сердце" показывает привычные события детскими глазами. А дети, как известно, видят всё по-своему. Когда взрослые вспоминают войну, ребята живо рисуют в своём воображении нацистов с пистолетами. А услышав о подвигах Иисуса Христа и силе веры, моментально представляют себе его в образе эдакого всемогущего супергероя, который всех спасает. Причём супергероя по всем канонам боевиков из восьмидесятых - в кимоно и с боевым жезлом. Самое оригинальное изображение сына божего на нашей памяти - впрочем, чего ещё ожидать от девятилетних фантазёров, которые считывают образы совсем не так, как взрослые?


Получившаяся история притягивает своей уютной теплотой и в то же время затрагивает множество серьёзных тем - тут вам и война, и дружба, и смерть, и вера. Взрослые не заскучают, потому что вспомнят своё детство. Детям понравится, потому что логика и мысли героев современным школьникам очень легко примерять на себя. Впрочем бывают и исключения - например, когда Трилле и Лена разбирались с набором для крокета, юные зрители переглядывались в недоумении (всё-таки не самый популярный в России вид спорта). А уж когда герои захотели посмотреть “Чужих” Джеймса Кэмерона и вставили в видеомагнитофон кассету, по залу прошлось удивлённое “Кассеты? Что такое кассеты?” - поколение Netflix, как-никак.


К сожалению, вопросы насчёт кассет были не единственными репликами, звучавшими в зале на одном из премьерных показов. В антракте одному из артистов ТЮЗа даже пришлось выйти на сцену, чтобы попросить юных зрителей уважать труппу и не отпускать пошлые реплики. Театр должен поднимать культурный уровень аудитории, а у современного поколения он ещё не дотянулся даже до такого относительно безобидного спектакля.


Ладно, вернёмся к кассетам. Тёплая атмосфера поздних 1980-х и ранних 1990-х, которая в Россию пришла с опозданием лет так на десять, поддерживается на полную катушку. Не в последнюю очередь - совершенно шикарным саундтреком. Детям он понравился, потому что всё весело и динамично, а их родителям - потому что для многих это звучание оказалось очень ностальгичным. Для любителей старого британского рока звуковое сопровождение “Вафельного сердца” - просто пиршество. Тут и классические The Beatles и The Rolling Stones, и отрывок из экспериментального Jesus Christ Superstar, и даже кавер-версия раннего Дэвида Боуи.


Причём музыка далеко не всегда звучит лишь за кадром. Несколько раз за спектакль герои берут в руки музыкальные инструменты, подыгрывая (или подпевая) закадровому аккомпанементу, а под конец так вообще устраивают хоровое исполнение песни. Такими моментами постановка старается разбавить повествование, чтобы зрители не устали. Всё-таки два часа с антрактом - это вам не шутки, особенно для юной аудитории.


Учитывая, что эти два часа пролетают совершенно незаметно, можно заключить, что такие режиссёрские находки всё же работают. Причём встречаются они не только в музыкальном оформлении спектакля, а вообще во всём. Несколько раз декорации на сцене переворачивают перспективу с ног на голову и превращают занавес в пол комнаты, а саму сцену - в её стены. Актёры регулярно уходят со сцены в зал (или совершают обратное движение), чем сильно радуют молодых зрителей. Динамичные моменты в истории сопровождаются буйством света и эффектов, иногда даже и дыма.


“Вафельное сердце” по версии тверскогоТЮЗа ни в чём не уступает оригинальному произведению Марии Парр. Все персонажи легко влюбляют в себя зрителя. Они отлично обыгрывались и получились значимыми и живыми - даже те, кто не сильно принимали участия в основном повествовании. Дядя Трилле - Тор - так и вовсе божественен. Декорации на сцене регулярно радуют интересными находками вроде дороги, уходящей из-под ног героев.


Пожалуй, единственное, в чём книга превосходит постановку - в количестве глав, так как на сцену перенесли только самые важные истории из жизни Трилле и Лены. Но это и не беда, ведь если зрителям действительно западёт в душу постановка и они захотят продолжения, то у них всегда будет возможность снова встретить понравившихся героев в литературным первоисточнике. А она точно западёт, ведь спектакль очень удачно передаёт то самое ощущение детства, которым кто-то наслаждается прямо сейчас, а кто-то бывает не прочь вспомнить. В конце концов, “ТЮЗ” расшифровывается как театр именно “юного” зрителя, поэтому кому ещё, как не ему, уметь делать отличные детские спектакли.
Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
Под Тверью начали снимать новую криминальную драму - новости Афанасий
Культура

Под Тверью начали снимать новую криминальную драму

23.07.2021
Губернатор Игорь Руденя поручил увеличить размер стипендии имени С.Я. Лемешева  - новости Афанасий
Культура

Губернатор Игорь Руденя поручил увеличить размер стипендии имени С.Я. Лемешева

20.07.2021
Два месяца в Твери будут снимать кино «Звезды» - новости Афанасий
Культура

Два месяца в Твери будут снимать кино «Звезды»

20.07.2021
Дети расписали стену, посвятив рисунки Екатерине Великой и Твери - новости Афанасий
Культура

Дети расписали стену, посвятив рисунки Екатерине Великой и Твери

19.07.2021
Около 13 млн рублей направят на реставрацию торговых рядов в Торжке - новости Афанасий
Культура

Около 13 млн рублей направят на реставрацию торговых рядов в Торжке

19.07.2021
На открытие памятника Андрею Дементьеву в Тверь приехали Лев Лещенко и Ангелина Вовк - новости Афанасий
Культура

На открытие памятника Андрею Дементьеву в Тверь приехали Лев Лещенко и Ангелина Вовк

16.07.2021
Под Тверью стартовал мотофест «Синяя волна» - новости Афанасий
Культура

Под Тверью стартовал мотофест «Синяя волна»

16.07.2021
Путин направил приветствие участникам церемонии открытия памятника Андрею Дементьеву в Твери - новости Афанасий
Культура

Путин направил приветствие участникам церемонии открытия памятника Андрею Дементьеву в Твери

16.07.2021
Новости партнеров

Рекомендуемое

Дорожные камеры научат фиксировать новое нарушение - новости Афанасий
Общество

Дорожные камеры научат фиксировать новое нарушение

22.07.2021
Митрополит Амвросий: Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс - новости Афанасий
Общество

Митрополит Амвросий: Исповедь не должна превращаться в непрерывный болезненный процесс

21.07.2021
На выплаты к школе выделили 204 млрд рублей - новости Афанасий
Общество

На выплаты к школе выделили 204 млрд рублей

18.07.2021
Доплата к пенсии: в Госдуме пояснили порядок и механизм начисления - новости Афанасий
Общество

Доплата к пенсии: в Госдуме пояснили порядок и механизм начисления

17.07.2021
Яндекс.Метрика