Фото:
Анастасия Чистякова
Текст:
Ольга Вересова
Еще никогда, наверное, Тверь не была так близка к Москве, как 26 сентября 2019 года — в день, когда на сцене Тверского академического театра драмы стартовала премьера сезона, самый ожидаемый и, пожалуй, самый неожиданный спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Публике повезло наблюдать этой осенью сразу несколько удачных дебютов, фантастический реализм Вахтангова и удивительный триумф русской классической литературы.
Допустим, Москва
У «Свадьбы Кречинского» дебют в Твери. Пьеса, написанная в 1854 году, за свою жизнь «повидала» много театральных подмостков, от Москвы и Петербурга до Парижа, но на сцене тверского театра выходит впервые. По замыслу автора, это комедия. Сюжет ее прост: главный герой — не то мерзавец, не то «заблудшая душа» — пытается решить свои финансовые проблемы за счет женитьбы на единственной наследнице зажиточного помещика.
Девушка (роль исполняет Аманда Кварацхелия, дебют) влюблена в мужчину, тот любит деньги. Комплектом к этому традиционному треугольнику идут странная свита жениха (о ней чуть позже), молодящаяся тетушка (заслуженная артистка России Валентина Мартьянова) и наивный папенька (заслуженный артист России Сергей Коноплев) вероятной невесты, запасной жених (Сергей Бескакотов), купец (Никита Березкин), ростовщик (заслуженный артист России Залим Мирзоев), полицейский (заслуженный артист России Андрей Журавлев) и униформисты. «Действие происходит в Москве», — написано на титульном листе пьесы.
Москва 19 века представляется зрителю плоской, двухмерной — как картонный памятник Минину и Пожарскому и безголосый Царь-колокол, расположенные тут же, на сцене. Чувства и разговоры выходящих на первых минутах спектакля к зрителю героев как будто тоже условные, знакомые еще по школьной программе: балы, в столице дорого, кавалеры, надо ехать в деревню… И так — до тех пор, пока на свет рампы не появляется Михаил Васильевич Кречинский (Тарас Кузьмин), видный мужчина в плаще с красным подбоем, с тузами в рукаве, с кроликами в цилиндре и, как потом выяснится, со скелетами в шкафу. Человек-праздник, тут же превращающий все в цирк. И сам преображающийся то в дешевого балаганного фокусника, то в мага-иллюзиониста, то в демона-искусителя.
Итак, свита
Короля, как известно, делает свита. Какой она была в 19 веке у Кречинского, Сухово-Кобылин нам подробно не рассказал. В этом случае его соавтором выступил режиссер-постановщик Михаил Борисов. У Михаила Борисовича тоже, кстати, своеобразный дебют: он вместе с командой — художником-постановщиком Степаном Зограбяном и художником по костюмам Софией Зограбян — впервые поставил спектакль в Твери.
Воплощенный их совместными усилиями в реальность режиссерский замысел внезапно роднит тверской театр с вахтанговским, заводя на сцене машину времени, которая бросает зрителя из одной эпохи в другую — то к Гоголю и его «Мертвым душам», то к опере «Фауст» и Ветхому Завету, то к Булгакову…
На сцене вместе с Кречинским появляются четверо — молчаливая роковая красотка (играет Кристина Потапова), поющий камердинер Федор (Илья Быков, дебют), маленький, но плотненький человечек Иван Антонович Расплюев (Олег Хрычев) и бычок с красными глазами. Вместе они превращают действие в варьете или даже ярмарочный балаган, где кукловод дергает за «ниточки» страстей и амбиций героев, поклоняющихся «золотому тельцу».
Бриллиант на сцене
Почти сразу, пока зритель еще не успел разделить персонажей на плохих и хороших, на сцене появляется бриллиант. Камень чистейшей воды, он украшает все наряды Лидочки, о нем говорят восторженно и с придыханием, вспоминая, что именно Михаил Васильевич Кречинский придумал для него оправу. И, как всякое «ружье», рано или поздно эта булавка с бриллиантом «выстрелит». И, как это часто бывает в подобных историях, одним выстрелом убьет двух зайцев — спасет достойных и накажет плохих.
При этом, если в 19 веке у Александра Васильевича Сухово-Кобылина финал пьесы по-настоящему драматичен, то в начале 21-го, у Михаила Борисовича Борисова, аттракцион заканчивается мистически: главный виновник торжества, желанный жених и редкий проходимец, исчезает прямо на глазах у всех униженных и оскорбленных. Однако уверенности, что мы видели его в последний раз, нет. Свита исчезает за ним, остальные расходятся кто куда. Свет гаснет, и цирковая арена, огороженная верстовыми столбами, пустеет. Видимо, до новых встреч с кукловодом.
Финал остается открытым, позволяя зрителю принять решение и найти ответы самому. Так происходит обычно, когда встречаются русская театральная классика, триумфально шествующая по миру, фантастический реализм Вахтангова, успешно привитый им в Москве и неожиданно давший всходы в Твери, многоопытный режиссер и его талантливая команда.
***
Осенью «Свадьбу Кречинского» можно увидеть 20 и 31 октября, 7, 15 и 30 ноября 2019 года.
Afanasy.biz желает театралам Тверской области и гостям региона приятного просмотра.
Возрастное ограничение 16+