Только новости экономики
Все новости
Культура

Гуси в фате и гроб на чердаке: как закончить гастроли так, чтобы их запомнили надолго

Саратовский ТЮЗ имени Киселева решил закрыть тверские четырехдневные «Большие гастроли» одной из самых смелых и современных своих постановок. 16 сентября на сцене тверского Театра юного зрителя труппа представила спектакль «Как Зоя гусей кормила» по одноименной пьесе Светланы Баженовой.
17.09.2018 08:28:00
Поделиться
Подписаться
Текст: Дарья Кравчук, Юрий Кулагин
Фото: Юрий Кулагин

Саратовский ТЮЗ имени Киселева решил закрыть четырехдневные «Большие гастроли» в Твери одной из самых смелых и современных своих постановок. 16 сентября на сцене тверского Театра юного зрителя труппа представила спектакль «Как Зоя гусей кормила» по одноименной пьесе Светланы Баженовой.


Под весьма экстравагантным облачением из гусей в фате, по-свински сжираемого супа и легкой нецензурщины скрывается напрочь житейская история с до боли знакомыми, но не шаблонными персонажами. Безнадежно стареющий старший научный сотрудник местного института Владимир томится в холодной (на самом деле, там только снизу поддувало) и тесной двухкомнатной квартирке со своей матерью – Зоей, которая от старости и скуки не дает спокойно жить сыну. К тому как раз приезжает друг Плоцкий, вместе с вытащенной по доброте душевной из деревни Женей – он не хотел оставлять Владимира в одиночестве, а девица захотела выбраться из родного села. К тому же, все рассчитывали на то, что старушка скоро преставится. Но вот незадача – Зоя наотрез отказывается умирать в назначенный врачом срок, и с новой сожительницей сына, на которого она всю жизнь потратила, уживаться не собирается.


Итого, сюжет держится на четырех персонажах. За счет очень смешных (зал взрывался хохотом чаще, чем на иных чистокровных комедиях), по-современному написанных диалогов захватывают даже те сцены, где герои просто разговаривают друг с другом, смотря в зал и не вставая со стульев. Яркая актерская игра воплощает всем знакомые образы персонажей – без труда узнается старающаяся казаться модной, но на самом деле простая и грубоватая барышня из деревни, а таких старушек, как Зоя, можно найти в любом российском городке. При этом персонажи настолько полнятся характерами и интересными чертами, что причислить их к клише не получается.


«Как Зоя гусей кормила» является отличным примером, что декорации в театре могут служить полноценной метафорой. Поначалу количество реквизита удивляет зрителя: на сцене стоят лишь два стула и тумбочка. Но когда приезжает Женя с громадным багажом вещей («самым необходимым»), вместе с ней на сцене появляется гусыня в бусах и фате. Со временем гусиное племя пополняется новыми представительницами, а в конце концов на сцене вообще оказались корова и свинья (все, разумеется, в фате и бусах). Фигуры символизировали тот деревенский боевой настрой, который привезла с собой девушка, и который рушится, как только в эту идиллию выкатывается бык в галстуке.


Чтобы как-то обозначить границы сюжетных эпизодов, периодически включались ролики с резвящимися на лугу гусями. В такие моменты освещение на сцене практически отключалось, а видеоряд транслировался на заднюю стену. Этот же прием использовался и в ключевой сцене, когда на импровизированном экране показывалось видео из поездки героев не природу. Плоцкий стоял в хорошо освещенной точке, рассказывал о поездке и даже озвучивал по ролям видеоряд в то время, как остальные актеры беззвучно танцевали в глубине сцены. Сочетание звука и видео создавало атмосферу волшебной истории и совсем идиллической картины. Тем страшнее, что сразу после этой сцены вся идиллия рушится.


Финал пьесы, при всей своей трагичности, подается не напрямую, не «в лоб», а через серию красивых, но отлично считывающихся метафор. В этом заслуга и молодого петербургского режиссера, который, кажется, использовал в рамках всего лишь полуторачасового спектакля чуть ли не все ухищрения современного театра. И художников, которые сделали максимально выразительные декорации. И, конечно же, актеров – особенно когда актер умудряется всего одной сценой поедания супа передать всю подлость и отвратительность своего персонажа.


«Как Зоя гусей кормила» заканчивается в той же самой обстановке, в какой и начинается: два стула, тумбочка, Владимир с матерью. Мать снова рассказывает историю о том, как в ее родной деревне готовящиеся умирать доставали с чердака припасенный гроб, сами залезали в него и ждали своей участи. Если участь не приходила – то сами же вылезали и шли кормить гусей.


Когда последние огни, освещавшие сцену, потухли, на лицах зрителей отразилась странная смесь восторга и недоумения. Было видно, что мало кто из пришедших ожидал от спектакля о российской глубинке вполне современной постановки с неординарными решениями и многослойным повествованием. Впрочем, сюрприз оказался скорее приятным – зал вновь аплодировал стоя, дарил цветы, и лишь несколько бабушек чуть ли не крестились после всех тех забористых словечек, что позволили себе герои.


В любом случае, все до единого зрители ушли со спектакля задумавшиеся и потрясенные. Впрочем, как и с других постановок саратовского Театра юного зрителя. Динамичный, довольно "классический" «Милый Сашенька», с массивными декорациями и богатыми костюмами, заставлял задумываться о своем месте в жизни. Веселая и неординарная комедия «Дядюшкин сон» — о давнишних проблемах обычного российского городка — настраивала на мысли об укладе русской души. Уверены, что даже добрая сказка «Дюймовочка» для своей аудитории тоже оказалась совершенно глубокомысленным произведением. Ну а напоследок ТЮЗ имени Киселева припас современную, достаточно дерзкую историю, которой доказал, что труппа театра не боится экспериментов.
Теги:
Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
В Тверской области закупят оборудование для домов культуры  - новости Афанасий
Культура

В Тверской области закупят оборудование для домов культуры

25.05.2020
В Тверской области волонтеры благоустраивают территорию усадьбы Ивановское-Овсеево - новости Афанасий
Культура

В Тверской области волонтеры благоустраивают территорию усадьбы Ивановское-Овсеево

25.05.2020
Жители Тверской области стали экспонатами Императорского дворца - новости Афанасий
Культура

Жители Тверской области стали экспонатами Императорского дворца

23.05.2020
Тверской ТЮЗ начинает продажу билетов на новый сезон - новости Афанасий
Культура

Тверской ТЮЗ начинает продажу билетов на новый сезон

20.05.2020
Объявлен конкурс на разработку проекта реставрации торговых рядов в Вышнем Волочке - новости Афанасий
Культура

Объявлен конкурс на разработку проекта реставрации торговых рядов в Вышнем Волочке

18.05.2020
1
Тверской ТЮЗ запустил «Доставку сказок» - новости Афанасий
Культура

Тверской ТЮЗ запустил «Доставку сказок»

18.05.2020
В Твери памятник Лемешеву переносят на новое место  - новости Афанасий
Культура

В Твери памятник Лемешеву переносят на новое место

15.05.2020
«Ночь музеев» в этом году пройдет онлайн - новости Афанасий
Культура

«Ночь музеев» в этом году пройдет онлайн

15.05.2020
Новости партнеров
Рекомендуемое
Синоптики пообещали жаркое лето
Погода

Синоптики пообещали жаркое лето

24.05.2020
Особый налоговый режим будет введен для самозанятых в Тверской области  - новости Афанасий
Экономика

Особый налоговый режим будет введен для самозанятых в Тверской области

22.05.2020
МФЦ в Тверской области расширяет список услуг   - новости Афанасий
Общество

МФЦ в Тверской области расширяет список услуг

22.05.2020
Названы даты всех ЕГЭ - новости Афанасий
Наука

Названы даты всех ЕГЭ

21.05.2020

Текстографический блок

Работа в Торжке: ОАО «Пожтехника» приглашает на работу слесарей сборщиков, электриков, сварщиков, маляров




Яндекс.Метрика