Текст: Юрий Кулагин, Дарья Кравчук
Фото: Анастасия Чистякова
16 марта театралов Твери ждал большой сюрприз. Состоялась премьера спектакля, родившегося в рамках проекта «ТЮЗ Lab», поставленного режиссером из Лондона, решившего рассказать зрителям всех возрастов необычную историю… О сне.
Изначально постановка «Снов о кошках и мышах» английского режиссера Вероники Вигг основывалась на двух уэльских сказках, которые не имели ничего общего с драматургией. К тому же, для Вероники это был бы первый опыт постановки на русском языке. Тем не менее, в прошлом году спектакль прошел через лаборатории ТЮЗ Lab и был допущен к постановке. Чтобы добраться до премьерного показа, нужно было еще преодолеть репетиции, поиск актеров, и все это время сказки постепенно взрослели… И мрачнели.
Когда репетиции «Снов» только начались, в спектакле было задействовано четыре актера — теперь их шесть. Каждый, кто приходил в постановку, добавлял к «Снам» что-то от себя. Режиссер не диктовала свое видение, а, напротив, прислушивалась к актерам, к их предложениям и мыслям – а это ли не залог изумительного спектакля?
Особенно Вероника Вигг прислушивалась к Александру Романову, которого описывает как опытного актера, которому по плечу любые роли. Да он и сам выделяется – каждое его появление на сцене завораживает, каждый монолог накрепко захватывает внимание зрителей. Александр Романов играет… Ведьму, вокруг который и крутится вся история. Поначалу это кажется странным, но, выходя из зала, вы уже не сможете себе представить кого-либо другого – мужчину ли, женщину ли, - в роли ведьмы Агнессы Борисовны.
Но не только благодаря Романову «Сны» очаровывают зрителя. Из-за того, что действие разворачивается максимально близко к зрительному залу — на специально выстроенном помосте, уже с первых секунд спектакля все вокруг погружаются в атмосферу действа. Мрачную, очень тревожную, но все же сказочную. Решение Вигг приблизить актеров к зрителям создает сюрреалистичный эффект: с одной стороны, перед глазами разворачивается явно нечто, далекое от реальности, но с другой стороны… С другой стороны сидит Мышь и зритель ясно видит его эмоции, переживания и просто не может в них сомневаться.
В конечном итоге «Сны о кошках и мышах» превратились не просто в сказку, но еще и в рассуждение о доброте и воспитании. Сама Вероника Вигг описывает эту многосторонность спектакля такими словами: «Сказки всегда про потерю, про обретение и потерю. Ведь чтобы что-то понять, нужно сначала что-то пережить. Вот этот спектакль – о милосердии. Про то, как и когда человек – неважно, взрослый или ребенок, - начинает понимать это слово или его части. Это универсальная история, понятная на любом языке».
Слова про «Неважно, взрослый или ребенок» относятся и к потенциальным зрителям «Снов». На спектакль допускаются дети с шести лет, но когда это означало, что их родителям на постановке будет неинтересно? «Сны» оказались представлением для всех: зритель помладше найдет в ней красивую сказку, зритель постарше – повод задуматься. Спектакль ловко сохраняет баланс между темами и настроениями, заигрывая то со страхом, то с весельем. И все же, очень любопытно представить, какие бы в ТЮЗе снились «Сны», если бы режиссер решила сосредоточиться на одной теме. Получилась бы либо пугающая, гнетущая, но в то же время глубокая притча, либо мрачноватая вариация на «Мэри Поппинс».
Но режиссер выбрала формат сказки, и, учитывая качество получившегося спектакля, винить ее в этом никто не имеет права. И вообще, сказка – это не всегда весело и со счастливым концом. Сказки бывают разными. Так что не удивляйтесь, если после занавеса, вне зависимости от того, как сильно вам понравились «Сны», вам не захочется смеяться. А захочется плакать. Так и надо – значит, как минимум вас мысль Вероники Вигг достигла.