Текст и фото: Владимир Привалов
17 сентября состоялось открытие юбилейного 85-го сезона в Тверском театре юного зрителя. Сразу после спектакля «Пустота» зрителям предоставили возможность увидеть закулисье театра – посетить экскурсию, где ведущим был заслуженный артист России Александр Евдокимов. В ТЮЗе Александр Евгеньевич работает более 30 лет и с актерской деятельностью совмещает работу художника-постановщика и режиссера, так что о закулисной жизни театра он знает все.
Для начала участников пригласили пройти непосредственно в зал. Экскурсовод говорил об истории театра, да так, что было видно – этот человек действительно гордится местом, где работает. Казалось, нет таких вопросов о ТЮЗе, на которые он не сможет дать ответ.
Например, рассказал о том, где раньше «жил» театр юного зрителя. Оказывается, в привычное для нас здание на улице Советской театр переехал только 1 октября 1960 года. Любопытно, что в 1942 здесь располагался театр драмы, а с 1948 по 1953 – филармония. Так что смело можно сказать, что здание ТЮЗа Твери является одним из исторических культурных центров нашего города.
После знакомства с историей театра, гости прошли по художественно-постановочной части: заглянули в декорационный, костюмерский и реквизиторские цеха. Именно в них происходит настоящая магия - там трудятся люди, ответственные за появление нового реквизита для спектаклей.
Конечно же, везде царит определенный «творческий беспорядок» - ведь в театрах практически всегда не хватает помещений, так что сложить и расставить все необходимое очень аккуратно не получается. Тем не менее, Александр Евгеньевич с легкостью смог отыскать среди огромного множества вещей настоящие театральные артефакты - костюмы из таких спектаклей, как «Карлик Нос», «Фигаро», «Русалочка». Или шкаф и часы из «Красавицы и чудовища». Кстати, декорациями занимаются в ТЮЗе всего два человека, а пошивом и ремонтом костюмов - четыре. Происходит действительно колоссальная работа: даже с учетом того, что некоторые вещи заказывают готовыми (например, из Москвы) - многое приходится переделывать «под себя».
Часть рассказа была посвящена такой важной в театре вещи как «задник» для спектакля. Раньше все приходилось рисовать самим, зачастую, швабрами и пылесосом. Да-да, точно таким же пылесосом, которым в Советском Союзе многие белили потолки в своих квартирах. Это огромный труд, ведь задник - достаточно внушительное полотно размером около 6х14 метра. В последнее время технологии развиваются, поэтому и задники на новые спектакли чаще не рисуют, а распечатывают на баннере. Хотя и сейчас, порой, приходится браться за валики и кисти.
Пока экскурсовод водит гостей из одного помещения в другое, многие удивляются: неужели все работники театра так легко запоминают, как и куда можно пройти - ведь топография у здания очень непростая и запутанная. Александр Евгеньевич подтверждает, что новенькие в театре обычно путаются и приходят не туда, куда хотели бы - кому-то хватает двух недель, чтобы освоиться, кому-то около месяца.
Дальше экскурсия заводит гостей в так называемый «боковой карман сцены» - место по бокам сценической коробки, где хранятся большие и тяжелые декорации. А затем участникам экскурсии предложили подняться на сцену и почувствовать, какие ощущения испытывают актеры во время игры, когда на них падает свет, а в зале стоит темнота.
Речь зашла и о текущих спектаклях и работе режиссеров. Оказывается, в последнее время практически все спектакли ставят режиссеры из других городов. Поэтому, при подготовке любого нового представления коллектив, который на сегодняшний день состоит из 32 человек, должен найти понимание с новым режиссером. Это не просто, и на это тратится немало времени, зато в результате зрители могут наслаждаться разнообразием спектаклей.
Когда вопросы у участников экскурсии закончились, Александр Евгеньевич показал несколько упражнений, которые постоянно используют актеры, чтобы их было хорошо слышно даже на последних рядах зала. По большей части, такая «полетность звука» достигается за счет правильной работы органов дыхания. Ничего сложного, но без постоянных тренировок не обойтись.
На прощанье Александр Евдокимов поблагодарил всех за проявленный интерес к театру, а также предложил прийти на новые спектакли этого сезона - «Король Лир», премьера которого состоится 24 и 25 ноября, и «Щелкунчик», который зрители смогут увидеть с 20 декабря.
После прощальной речи гости не спешили расходиться - все хотели сфотографироваться на сцене. Ведь кто знает, когда еще появится такой шанс.