Текст: Александр Харченко
Печальная весть пришла из столицы. На 88-ом году жизни умер народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, Почетный гражданин Твери, выдающийся органист современности Гарри Яковлевич Гродберг.
Министр культуры РФ Владимир Мединский направил семье музыканта телеграмму с соболезнованиями и назвал уход Гродберга «большой потерей для всего мира музыки… Гарри Яковлевич был примером любви к классической музыке и преданности творчеству». Он стал первым признанным за рубежом российским интерпретатором Йоганна Себастьяна Баха (1685-1750).
Известный в Верхневолжье деятель культуры, лауреат Государственной премии РФ Владимир Боярский добавил, что «ушел выдающийся музыкант, который много сделал для Твери». В первую очередь Гродберг запомнился музыкальной общественности областного центра как один из тех, кто стоял у истоков тверского международного Баховского фестиваля.
В последнее время Гарри Яковлевич любил повторять, что «этот праздник прошел испытание временем и стал неотъемлемой частью не только тверского края, но и России в целом». «Замечательно, что высокие гуманистические идеалы гениального творчества Баха стали неотъемлемой частью культурной жизни древнерусского города!», - говорил он.
В марте 1993 года состоялся первый Международный фестиваль музыки Баха, чья высокая просветительская функция сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, а музыканты-участники называют его «институтом» музыки Баха. С тех пор ежегодно весной в Твери проводится этот международный музыкальный форум, собирающий известных музыкантов со всего мира. В течение многих лет 21 марта, в день рождения Баха, обобщившего достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму, сцена Тверской академической филармонии предоставлялась Гродбергу. И под ее сводами торжественно звучали бессмертные аккорды баховского шедевра всех времен и народов - токкаты и фуги ре минор, в исполнении выдающегося музыканта современности.
В середине ХХ века Гродберг был заместителем председателя Органного совета при Министерстве культуры СССР. Тогда в стране было только семь действующих органов, три из которых – в Москве.
Тогда у Боярского – в то время директора Тверской филармонии, возникла идея установить в провинциальном городе орган. И он увидел в Гродбрге «единомышленника, человека, которому можно доверять». Сам музыкант схватился за идею заполучить рядом с Москвой концертный зал с органом. Областные власти предложили под орган на выбор три пустующих православных храма. Боярский отказался: «В этом меня поддержал и Гарри Яковлевич». Остановились на концертном зале филармонии при условии, что король музыкальных инструментов не сократит количество мест для зрителей.
Боярский вспоминает, как они с Гродбергом ездили в Крнов – город в восточной Чехии, где строят органы. «Я увидел в нем увлеченного человека, который, казалось, не только слышал этот огромный инструмент по звуку, по тону, по интонации, но и ощущал его кончиками пальцев».
Уже тогда маэстро был уверен, что Тверь станет «вторым домом» великого немецкого композитора ХVIII века. Уже тогда у них с Боярским зародилась идея провести масштабный форум музыки Баха. И он нашел своего зрителя.
В 1991 году в Твери впервые зазвучал орган. Играл Гродберг. Позже маэстро признавался, что «установка в Твери органа чешской фирмы Rieger-Kloss – одна из самых ярких страниц моей биографии».
На органе в Твери играли многие знаменитые музыканты. Среди них - органист Церковного собора Мадлен в Париже Франсуа-Анри Убар, ведущий органист Берлина Иоахим Далитц, музыкант из Венеции Сильвио Челегин, известный российский органист Константин Волостнов, профессор РАМ имени Гнесиных, заслуженный артист России Александр Фисейский.
Свой первый сольный концерт Гродберг дал в 1955 году. Его талант интерпретатора - сродни композиторскому. Вскоре молодой музыкант по рекомендации Станислава Рихтера и Нины Дорлиак стал солистом Московской филармонии. Он играл вместе с Ростроповичем, Мравинским, Кондрашиным, Светлановым, Архиповой, Синявской.
Вот что писала после его гастролей по Италии одна из влиятельных газет «Корриере дела сера»: «Гродберг имел потрясающий успех у публики, состоящей большей частью из молодежи, которая до предела заполнила зал Миланской консерватории». Пресса Германии отметила триумф, с которым выдающийся органист был встречен в Берлине, Аахене, Гамбурге и Бонне. «Вестфаллен пост» написала, что «никто с таким мастерством не исполняет Баха, как московский органист». «Вестдойче цайтунг» восторженно аплодировала музыканту: «Блестящий Гродберг».
«Музыка Баха, даже самая драматическая, устремлена к свету, к добру, а в каждом человеке всегда живет мечта об идеале…», - считал Г.Гродберг. Поэтому творчество немецкого композитора оставалось любимым на протяжении всей жизни Гарри Яковлевича. Он всегда был подвижен, все время находился в состоянии поиска новых исполнительских решений.
Несколько лет назад в заснеженный мартовский день я увидел в центре Твери Гродберга, который, вместе с супругой, прогуливался по берегу Волги. Вечером был очередной концерт. Три месяца не дожил Гарри Яковлевич до юбилейного 25-го Баховского фестиваля.
Сыгранные Гродбергом аккорды из Токкаты и фуги ре минор теперь будут напоминать гостям филармонии об этом замечательном человеке.
Вечная память!
Прощание с музыкантом будет проходить в Москве, в Концертном зале имени Чайковского 14 ноября с 10 утра.