Текст: Дарья Кравчук, Юрий Кулагин
22 декабря в кинотеатре «Синема Стар» прошел торжественный премьерный показ фильма «Три богатыря и Наследница престола». Торжественный — потому что далеко не всегда премьеры сопровождаются воздушными шарами и аниматорами, чем могла похвастаться очередная часть богатырской эпопеи. Впрочем, дети — целевая аудитория фильма — остались довольны, а их родители были спокойны, что чадам весело.
Студия анимационного кино «Мельница» запустила сагу о богатырях еще в 2004 году — все началось с мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей». Многих зрителей тогда поразил и моментально влюбил в себя яркий визуальный стиль и хороший юмор. Сама идея переложения русских былин на новый лад с многочисленными отсылками к современности еще смотрелась достаточно свежо. За сказом об Алеше Поповиче последовали истории про Добрыню Никитича и Илью Муромца, а в четвертой части герои наконец объединились.
«Наследница престола» — это девятый фильм в серии, чем создатели напрямую хвастаются в титрах. А вот тем, что оценки критиков стабильно становились все мрачнее и мрачнее с выхода еще «Алеши Поповича» — уже не хвастаются. Равно как и тем, что зрительский интерес франшиза также начала терять: после пятой части («Три богатыря на дальних берегах») сборы у фильмов снижаются. Два предыдущих мультфильма, уже поставленных на конвейер, так и вовсе добились консенсуса среди зрителей и критиков и были признаны проходными (из-за чего, руководители «Мельницы» страшно обиделись и принялись удалять из YouTube негативные рецензии).
Но в новую часть очень хотелось верить. Да, производство вновь конвейерное и мультфильм вновь выходит спустя всего лишь год после предыдущего, но зато в режиссерское кресло вернулся постановщик «Алеши Поповича» — Константин Бронзит. Это аниматор с многолетним опытом, две короткометражки которого номинировались на «Оскар» — словом, человек, точно разбирающийся в мультипликационных историях.
Кстати, об истории. Сюжет «Наследницы престола» начинается с бурного княжеского пиршества, в разгар которого удалой Владимир вдруг хватается за сердце. «Ох, колет», — взвыл князь. «Ох, помирает князь», — всполошились бояре. «Ох, а князю ведь нужен наследник», — больше всех всполошился конь Юлий. Действительно, кто сможет управлять Русью лучше, чем наглое непарнокопытное? У князя, впрочем, на этот счет другое мнение — он вспоминает про племянницу Забаву, которая живет в Византии вместе с мужем Елисеем (отсюда и слоган мультфильма — «Забавы ради»). В срочном порядке собирается отряд (богатыри — три штуки, конь — один штука) по эвакуации наследницы престола из неродных земель и отправляется за океан. Вот только на Забаву есть планы и у византийского правителя, который хочет женить на Забаве своего недалекого сынка, а Елисея куда-нибудь сбагрить.
На самом деле, Елисей и Забава — лучшие герои в новой части «Трех богатырей». Они находчивы и здорово шутят. В конце концов, они отлично озвучены и со сценарной точки зрения прекрасно написаны! Он — завравшийся счетовод, мечтающий стать воеводой и отчаянно готовящийся к этому. Она — русская женщина из серии «коня на скаку остановит, одной пяткой раскидает отряд византийцев», которая неожиданно обнаружила себя в роли домохозяйки. Не уступает им и вернувшийся в серию Соловей-Разбойник — противоречивый, но интересный лиходей со своим лиходейским кодексом чести.
А вот остальные герои этой троице уступают, причем сильно. Настолько, что если сценарий переписать и назвать «Царевич Елисей и Византийские шахматы», то мультфильм бы только выиграл. Заглавные три богатыря так вообще половину хронометража добираются до злополучной Византии, а в финальном столкновении почти не участвуют. Их характеры за 14 лет существования франшизы никак не эволюционировали, а потому скучны. Алеша Попович — все такой же неуемный, но везучий дурачок. Добрыня Никитич — ГОСТ русского богатыря. Илья Муромец — ходячая энциклопедия примет и суеверий. Второстепенные персонажи страдают от тех же болячек — жадный и глуповатый князь, всем своим поведением напоминающий осла из «Шрека» конь Юлий — никак не изменились.
Еще одна проблема героев — стереотипы. Византийский император Василевс похож на десятки других лживых властителей из самых разных произведений искусства, его сын Леонид — тоже привычный беспомощный и избалованный наследник. А еще в мультфильме есть страусиный таксист-мигрант с карикатурным (для некоторых — даже оскорбительным) акцентом, сидящие на пальмах с обезьянами чернокожие слуги и почти безглазый карликовый китаец. Мы, признаться, не знаем, как это понимать. Детей с младых ногтей приучают к не то что карикатурным — оскорбительным, граничащим с ксенофобскими, образам. Подобное восприятие других народов лишь подкрепляется тем, что друг про друга основные персонажи регулярно высказываются в духе «Елисей не мог так поступить — я чувствую, в нем РУССКАЯ ДУША».
Подобные «отличительные черты» персонажей служат в «Наследнице престола» двигателем сюжета, что иногда вгоняет в ступор. Ведь это позволяет и точно угадывать действия героев в каждой конкретной сцене, и более-менее надежно предсказывать весь вектор развития сюжета. Кроме, пожалуй, финального поворота, который замечательно описывается цитатой из «Симпсонов»: «это все был сон собаки». А значит, в неизбежной следующей части «Богатырей» события «Наследницы престола» вновь не отразятся на героях.
Но если закрыть глаза на эти два минуса, то сюжет радует — возвращение Константина Бронзита все же чувствуется. История скачет динамично, заскучать зрителю не дают — в повествовании не потеряются даже дети, на которых мультфильм и рассчитан. Персонажи много и иногда даже удачно шутят — пусть юмор здесь предсказуемый и по большей части визуальный, но зато не пошлый. Впрочем, детям такое как раз подходит: кто-то упал, кто-то схлопотал удочкой по лбу — смешно. В финале почти все герои оказываются положительными, а юным зрителям доносится понятная мораль.
Выглядит фильм, хоть и не идеально, но очень ярко и бодро — фирменный стиль «Мельницы» осечек не дает. Да, анимация иногда хромает, а качество прорисовки почти не изменилось с самых первых частей богатырских похождений, но при просмотре это не бросается в глаза. К тому же, «Наследница престола» иногда удивляет действительно оригинальными переходами между сцен, что не может не радовать. Задорный креатив аниматоров тут прослеживается и в традиционных отсылках к современности. Например, в мультфильме есть оформленная в видеоигровом стиле поездка по византийским улицам под восьмибитную музыку. Есть Елисей, исполняющий на счетах трюки в стиле древнерусского Тони Хоука, а есть боевые искусства Забавы, словно пришедшие из гонконгских боевиков. Все это — очень и очень здорово.
«Три богатыря» за последние несколько лет уже успели превратиться в своеобразную новогоднюю кинотрадицию для детей. Зрители постарше из года в год ходят на «Елки», зрители помладше — на очередные похождения Алеши, Добрыни и Ильи. Именно юным киноманам новые «Богатыри» и должны понравиться — ведь это все еще веселый, яркий и добрый мультфильм, только вот напрочь лишенный хоть какого-нибудь развития. А вот ребятам постарше и взрослым лучше поторопиться и успеть сходить на стремительно покидающего прокат «Человека-Паука» — там и персонажи сложнее, и мораль более глубокая, и визуально-звуковое оформление на высшем уровне.
Новости Твери и городов Тверской области —
в Телеграм, в ОК и Вконтакте
Подписаться
Читайте также