Первый тревожный сигнал поступил от Тверского полиграфического комбината детской литературы. Типография «Парето-Принт», открывшаяся в начале сентября в промзоне Боровлево, может фактически перекрыть предприятию кислород. Миллиарды инвестиций и поддержка властей позволили новой типографии закупить современное оборудование и выпускать широчайший ассортимент продукции. В настоящий момент типография работает в одну смену и уже выполняет коммерческие заказы. С 1 января 2010 года «Парето-Принт» выйдет на полную мощность — 69 млн. книг в год, что составляет 8% российского рынка.
В связи с этим начальник полиграфкомбината Николай Жидков настроен пессимистично: с такими мощностями «Парето-Принт» может стать монополистом на рынке. В новую типографию, по его словам, более охотно пойдут клиенты — при высоком качестве продукции расценки там намного ниже.
Или же наоборот? Как известно, крупные издательства, которые сотрудничают с Полиграфкомбинатом, прежде всего ориентируются на госзаказ — выпуск школьных учебников. А они, в свою очередь, являются лакомым куском для бизнеса. Это и неудивительно: книжный фонд в общеобразовательных учреждениях пополняется ежегодно, в масштабах страны — ведь учиться надо всем — это миллиарды изданий. И соответственно, миллиарды рублей. За этот большой куш уже давно идет война. Но здесь, в основном, сражаются издатели, а что касается полиграфистов, то в их бизнесе до серьезных конфликтов дело пока не доходило. Да и книжные типографии в России не строили лет 20 — старые игроки давно и прочно заняли свои ниши на рынке и делить им было нечего. А новый, «Парето-Принт», привлечет новых же клиентов, в первую очередь, коммерческих — устоявшиеся цепочки госзаказа крайне сложно разрушить даже очень мощному участнику рынка. Другое дело, что сферы интересов двух предприятий пересекутся в сегменте рекламной и сувенирной продукции. Однако и это не причина для войны: оба они зарабатывают явно не на буклетах и открытках.
Но все же, по словам экспертов, столкновения не избежать. Только речь идет не о бизнесе, а о рабочих руках — ведь покинуть Полиграфкомбинат может любой сотрудник, это его законное право. Тем более, после выхода на полную мощность «Парето-Принт» столкнется с дефицитом кадров и будет активно привлекать новых специалистов. Но и Полиграфкомбинат вряд ли добровольно откажется от рабочих рук. Словом, борьба за кадры может разыграться нешуточная. Как за них бороться — повышать зарплаты, улучшать условия труда, вводить дополнительные социальные программы и льготы — это уже дело руководителей предприятий. Главное, что ни тверитяне в целом, ни работники предприятий в частности, от этой войны не пострадают, а только выиграют.
Елена Лазуткина