07.10.2019

Бриллиант на сцене: в театре драмы Твери — реализм с настоящими демонами, фантастическими страстями и исчезновением главного героя

Главные новости дня -
в нашем Telegram



Фото: Анастасия Чистякова
Текст: Ольга Вересова

Еще никогда, наверное, Тверь не была так близка к Москве, как 26 сентября 2019 года — в день, когда на сцене Тверского академического театра драмы стартовала премьера сезона, самый ожидаемый и, пожалуй, самый неожиданный спектакль по пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». Публике повезло наблюдать этой осенью сразу несколько удачных дебютов, фантастический реализм Вахтангова и удивительный триумф русской классической литературы.

 

Допустим, Москва

У «Свадьбы Кречинского» дебют в Твери. Пьеса, написанная в 1854 году, за свою жизнь «повидала» много театральных подмостков, от Москвы и Петербурга до Парижа, но на сцене тверского театра выходит впервые. По замыслу автора, это комедия. Сюжет ее прост: главный герой — не то мерзавец, не то «заблудшая душа» — пытается решить свои финансовые проблемы за счет женитьбы на единственной наследнице зажиточного помещика.



Девушка (роль исполняет Аманда Кварацхелия, дебют) влюблена в мужчину, тот любит деньги. Комплектом к этому традиционному треугольнику идут странная свита жениха (о ней чуть позже), молодящаяся тетушка (заслуженная артистка России Валентина Мартьянова) и наивный папенька (заслуженный артист России Сергей Коноплев) вероятной невесты, запасной жених (Сергей Бескакотов), купец (Никита Березкин), ростовщик (заслуженный артист России Залим Мирзоев), полицейский (заслуженный артист России Андрей Журавлев) и униформисты. «Действие происходит в Москве», — написано на титульном листе пьесы.





Москва 19 века представляется зрителю плоской, двухмерной — как картонный памятник Минину и Пожарскому и безголосый Царь-колокол, расположенные тут же, на сцене. Чувства и разговоры выходящих на первых минутах спектакля к зрителю героев как будто тоже условные, знакомые еще по школьной программе: балы, в столице дорого, кавалеры, надо ехать в деревню… И так — до тех пор, пока на свет рампы не появляется Михаил Васильевич Кречинский (Тарас Кузьмин), видный мужчина в плаще с красным подбоем, с тузами в рукаве, с кроликами в цилиндре и, как потом выяснится, со скелетами в шкафу. Человек-праздник, тут же превращающий все в цирк. И сам преображающийся то в дешевого балаганного фокусника, то в мага-иллюзиониста, то в демона-искусителя.





Итак, свита

Короля, как известно, делает свита. Какой она была в 19 веке у Кречинского, Сухово-Кобылин нам подробно не рассказал. В этом случае его соавтором выступил режиссер-постановщик Михаил Борисов. У Михаила Борисовича тоже, кстати, своеобразный дебют: он вместе с командой — художником-постановщиком Степаном Зограбяном и художником по костюмам Софией Зограбян — впервые поставил спектакль в Твери.



Воплощенный их совместными усилиями в реальность режиссерский замысел внезапно роднит тверской театр с вахтанговским, заводя на сцене машину времени, которая бросает зрителя из одной эпохи в другую — то к Гоголю и его «Мертвым душам», то к опере «Фауст» и Ветхому Завету, то к Булгакову…





На сцене вместе с Кречинским появляются четверо — молчаливая роковая красотка (играет Кристина Потапова), поющий камердинер Федор (Илья Быков, дебют), маленький, но плотненький человечек Иван Антонович Расплюев (Олег Хрычев) и бычок с красными глазами. Вместе они превращают действие в варьете или даже ярмарочный балаган, где кукловод дергает за «ниточки» страстей и амбиций героев, поклоняющихся «золотому тельцу».





Бриллиант на сцене

Почти сразу, пока зритель еще не успел разделить персонажей на плохих и хороших, на сцене появляется бриллиант. Камень чистейшей воды, он украшает все наряды Лидочки, о нем говорят восторженно и с придыханием, вспоминая, что именно Михаил Васильевич Кречинский придумал для него оправу. И, как всякое «ружье», рано или поздно эта булавка с бриллиантом «выстрелит». И, как это часто бывает в подобных историях, одним выстрелом убьет двух зайцев — спасет достойных и накажет плохих.





При этом, если в 19 веке у Александра Васильевича Сухово-Кобылина финал пьесы по-настоящему драматичен, то в начале 21-го, у Михаила Борисовича Борисова, аттракцион заканчивается мистически: главный виновник торжества, желанный жених и редкий проходимец, исчезает прямо на глазах у всех униженных и оскорбленных. Однако уверенности, что мы видели его в последний раз, нет. Свита исчезает за ним, остальные расходятся кто куда. Свет гаснет, и цирковая арена, огороженная верстовыми столбами, пустеет. Видимо, до новых встреч с кукловодом.





Финал остается открытым, позволяя зрителю принять решение и найти ответы самому. Так происходит обычно, когда встречаются русская театральная классика, триумфально шествующая по миру, фантастический реализм Вахтангова, успешно привитый им в Москве и неожиданно давший всходы в Твери, многоопытный режиссер и его талантливая команда.





***
Осенью «Свадьбу Кречинского» можно увидеть 20 и 31 октября, 7, 15 и 30 ноября 2019 года. Afanasy.biz желает театралам Тверской области и гостям региона приятного просмотра. 

Возрастное ограничение 16+

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Новости соцсетей
Новости соцсетей
giraff.io
News.gnezdo.ru
Загрузка...
Есть мнение
В Госдуму внесен законопроект, которым предусматривается сокращение срока хранения отдельных фактов кредитной истории с 10 до 7 лет. Центробанк поддержал эту инициативу. О том, почему кредитная история важна и можно ли ее исправить, мы беседуем с АНДРЕЕМ АХРАМЕНОВЫМ, заместителем директора департамента обработки отчетности ЦБ РФ
 
Тверь — столица региона, и она должна выглядеть соответственно своему столичному статусу. Однако с тем бюджетом, который есть у города, сделать это за короткие сроки невозможно. Необходима перезагрузка финансовой системы. Как это сделать, рассказывает председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по бюджету и налогам Андрей Дмитриев
 
Об итогах непростого 2018 года и планах на будущее — интервью с председателем Законодательного Собрания Тверской области Сергеем ГОЛУБЕВЫМ
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 114 След.




Top.Mail.Ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика