24.02.2019

Гласность — перестройка — безумие: в Тверском ТЮЗе показали максимально современную интерпретацию Гоголя

Главные новости дня -
в нашем Telegram



Текст: Юрий Кулагин, Дарья Кравчук
Фото: Юрий Кулагин

Театр юного зрителя в Твери давно уже понял, что для регионального театра у него очень выгодное расположение. Два часа до Москвы, шесть часов до Санкт-Петербурга — сплошной простор для возведения театральных мостов. Именно с мостами, преодолевающими пропасть, сравнил московский режиссер Владимир Скворцов всевозможные театральные проекты, кочующие из столиц в регионы.


Ноября 18

Еще в 2018 году ТЮЗ, вместе с московским проектом «Театр. Малые формы», анонсировал серию спектаклей «по обмену» — «ТЮЗ. Москва. Транзит». Надежды на новое начинание были немалые, и они оправдались 18 ноября, когда на первую постановку, «О театре» от актеров «Ленкома», собрался полный зал — театралов Тверской области не на шутку заинтриговала перспектива увидеть в родном городе работу столичных артистов. 

Продолжение проекта было запланировано на 15 февраля. Для второго «транзитного» спектакля была выбрана новая трактовка «Записок сумасшедшего», созданная немецким режиссером Моникой Добровляньска. Трактовка крайне вольная: от произведения Николая Гоголя в моноспектакле осталось не очень много, равно как и от книги «Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич, которая также легла в основу постановки. Получившийся результат сама режиссер вообще окрестила психологическим триллером с налетом иронии.


Февраля 15

В день первого и единственного в Твери показа «Записок сумасшедшего» в ТЮЗе даже с большим трудом нельзя было найти свободного кресла, да и с приставными стульчиками кому-то могло не повезти. Зрители переговаривались в предвкушении, делились сомнениями или, наоборот, восторженно пересказывали друг другу отзывы знакомых незнакомцев из интернета. И никто не мог сказать наверняка, что же это будет за постановка.

Это и неудивительно, все-таки моноспектакль — редкий гость для Твери. Из относительно недавнего можно вспомнить лишь прошлогоднюю «Царевну-лягушку» в ТЮЗе с Еленой Резниченко. Для многих тверских зрителей этот жанр непривычен, они не могут сходу проникнуться постановкой со всего одним персонажем, которая к тому же зачастую проходит в весьма аскетичных декорациях. 


Но свет в зале начал медленно затухать, а из динамиков зазвучала главная тема фильма «Амели». Уже в кромешной темноте зажегся проекторной картинкой висящий над сценой экран. По Красной площади летел белый бумажный самолетик. Ему не было дела до многочисленных прохожих, как и им не было дела до него. Мелькали лица, Кремль, храм, многоэтажки. Мелькнул прожектор — и осветил точку на сцене, куда как раз выбежал безумно улыбающийся Анатолий Кот со связкой воздушных шариков. Шарики — в честь праздника: на улице вовсю идет перестройка, народ ликует. Народу обещали изменения, но не все оказались к ним готовы — на этих словах безумная улыбка артиста потускнела, а свет в зале вновь погас. На экране высветилась первая дата моноспектакля, какими в дальнейшем будет отделяться каждая «глава» постановки.


Февраля 15, чуть позже

На сцене герой — Аксентий Иванович Поприщин — перебирает бумаги. Он сидит в небогатых декорациях, в стиле «ничего лишнего». Аксентий сидит на стуле, стул приставлен к столу, а в отдалении незаметно ждет своего момента стремянка — вот и все. Такой набор, впрочем, оказывается весьма многофункциональным — особенно лестница, которая от сцены к сцене превращается то в удобную кровать, то в королевский трон. 

Анатолий Кот все крутится вокруг стола. Подписать бумаги, проштамповать их, пропустить лишние через шредер — один рабочий стол в контексте постановки олицетворял целый офис, со всей его бумажной рутиной и отвратной красотой рабочих будней. На том же столе есть и небольшой красный кейс — герой регулярно, по будильнику, достает из него таблетки и пьет их. А когда впоследствии перестает их пить, то достает из того же кейса золотую королевскую мантию и объявляет себя королем Испании.


Обстановку дополняет все тот же экран, который во время сцен показывает либо набросок домашней обстановки Поприщина, либо такой же набросок кабинета директора нашего героя. Практически только этими двумя комнатушками и живет персонаж до своего королевского преображения — как среднестатистический офисный работник.

Январта 15

Да, действительно, Аксентий Иванович — офисный планктон, один из незаметных менеджеров, каких повсюду множество. Вот только он сам для себя такой жизни не планировал. Как и многие его знакомые, Аксентий закончил филологический факультет и встретил перестройку с горящими глазами студента-идеалиста. Но уже спустя десяток-другой лет оглядывал расползающийся вокруг себя офис и понимал, что филологом с его курса никто работать так и не пошел. 


Переосмысленная на современный лад повесть Николая Гоголя смакует актуальные два столетия назад проблемы и доказывает, что они все еще с нами. Появились, впрочем, и новые — их постановка тоже обсуждает. Поколение, перемолотое жерновами перестройки, не может уложить в своей голове новое положение вещей. Тридцать лет назад деньги были не нужны, но у всех полки были заставлены книгами — сейчас деньги многими превращаются в смысл (и повод для) жизни, а книги регулярно оказываются в мусорных баках (иногда даже университетских). Раньше творцы и прочие свободные художники были небогатым, но гордым сословием — сейчас над ними глумится каждый мелкий менеджер с ипотекой и айфоном в кредит.


После перестройки на советского человека хлынул поток новой информации, после появления доступного интернета этот поток его затопил. Когда на Аксентия Ивановича обрушились новости со всего света (в буквальном смысле — на сцене Анатолия Кота чуть ли не поливали газетными вырезками), в них нашлось множество интересных вещей. Оказалось, что править страной может и женщина. Что народ может отстаивать свои права. На миг даже показалось, что в груде новостей герой искал утешение — читал новости из тех стран, где все было куда хуже, чем в постперестроечной России. Ползая на четвереньках, зачитывая вслух заголовки новостей, Поприщин будто бы вырывался из мира, ограниченного своей квартиркой и офисом. В такой обстановке и с ума сойти немудрено.


Год 2991 февраля 43 числа

Что в конечном итоге герой и предпочел. Переломный момент спектакля начинается с того, что Аксентий Иванович, светясь от счастья, объявляет зрителям чудесную новость — в Испании нашелся пропавший король. Этот пропавший король, собственно — Аксентий Иванович.

Персонаж Анатолия Кота лишь кажется заурядным. Да, подобных типажей зритель уже видел множество (зачастую среди родных и знакомых), но стереотипным офисный работник Поприщин от этого не становится. Это мятущаяся личность, неспокойный разум, и все муки героя Анатолий Кот отыграл безупречно.


За час моноспектакля герой Кота проходит через несколько стадий, чем дальше — тем безумнее. Начинает он как смирившийся со своим положением офисный работник — затерянная в бумагах шестеренка какой-то большой компании. К середине действия Аксентий Иванович уже беспокойно ходит по сцене, задается вопросами, ищет справедливости — он ненавидит этот офис, он считает, что был рожден для чего-то большего. Ну а в конце к зрителю сначала пританцовывает, потом приползает, потом вновь пританцовывает непризнанный король Испании.


Герой погружается в пучину сумасшествия постепенно, через рассуждения и бесконечные мысли. Особенно это заметно в начале спектакля, когда действия на сцене практически нет, сплошной монолог. В моноспектакле все строится на взаимодействии одного артиста, декораций и зрительного зала — играть в такой обстановке без поддержки непросто. И талант Анатолия Кота в «Записках сумасшедшего» проявился в том, что артист изящно держал внимание зала в каждой сцене. В финале спектакля это оказалось несложно — все-таки па из «Лебединого озера» в обстановке дурдома смотрелись слишком волшебно, чтобы отвлечься. Но даже бессонные мысли Аксентия Ивановича у себя дома в кровати были отыграны так, что хотелось задержать дыхание и вникать в каждое слово.


Мадрид. Февруарий, час

Постановка долго раскачивалась, давая зрителю возможность вникнуть в происходящее — и благодарный зритель рукоплескал стоя. «Записки сумасшедшего» оказались очень жизненной постановкой. Во время спектакля то и дело можно было заметить, что зрители, с легкой улыбкой на губах, молчаливыми кивками подтверждали многие тезисы, звучащие со сцены — иногда и довольно безумные.

Для тех, кто застал перестройку, моноспектакль не стал откровением, но его темы смогли дотянуться до каких-то потаенных воспоминаний в глубине души — а значит это очень важные темы. Эта страна была в те годы очень неспокойным местом, что создало очень неспокойные места в сердцах почти всех ее жителей.


Ну а для тех, кто родился уже в новой России, в спектакле нашлась другая сторона. Нашлась история человека, которого офисный конвейер протащил через рутинные будни прямо к безумию. Пусть этот путь был показан довольно комично, пусть сам сумасшедший герой вызывает исключительно симпатию, но для многих здесь все равно прозвучит мысль: «Бегите. Бегите из серых офисов, ищите себя и самовыражайтесь. Не мечтайте о том, чтобы быть уникальными — будьте уникальными».

Чи 12 сло 14 ялерпа

Сомнений в том, что «ТЮЗ. Москва. Транзит» и дальше продолжит привозить в Тверь столичные спектакли и провоцировать наших театралов на серьезные размышления, нет. Впрочем, нет и новостей о следующем заезжем спектакле — пока что.


Эти новости обязательно появятся, надо только подождать. Год театра на дворе, как-никак. Тверская театральная жизнь прекрасно себя чувствовала и без подобного транзитного подспорья — но лишние спектакли, актеры и режиссеры еще никогда не мешали ни зрителям, ни региональным театрам.

ТЮЗ, к слову, продолжает эту хорошую инициативу и другими путями. С 12 по 14 апреля он примет и разместит в Твери всероссийский театральный фестиваль «Играем вместе», который подарит тверичам не только новую (уникальную!) постановку, но и целую пачку тематических мастер-классов. Мы, каемся, не знаем, как этот профессиональный год отмечают в театральных кругах других регионов, но у нас он определенно проходит с размахом.
   
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
 
giraff.io
Новости соцсетей
News.gnezdo.ru
Загрузка...

Новости дня

23:31 | В Тверской области автомобиль сбил бетонный столб, несколько машин вылетели в кювет

18:03 | Центр спасения медвежат-сирот в Тверской области снимает видео о косолапых малышах и просит помочь им

17:33 | Наталья Непряева — вторая в общем зачёте Кубка Мира сезона-2018/19

17:13 | Пассажирка пострадала в Твери при столкновении двух иномарок

16:11 | Наталья Непряева на масс-старте упала после столкновения с норвежкой и не смогла побороться за медали

16:09 | В Тверской области женщине пришлось вызывать для сына скорую, а медикам — Росгвардию

14:22 | В Твери водитель на Nissan протаранил забор детского сада, припарковался и ушел

13:34 | В Вышнем Волочке столкнулись иномарка и отечественная легковушка

13:11 | В Тверской области 3-летний ребенок выпил раствор перекиси водорода

12:58 | Пенсионер из Тверской области оштрафован за торговлю суррогатным алкоголем

вся лента новостей

Есть мнение
Об итогах непростого 2018 года и планах на будущее — интервью с председателем Законодательного Собрания Тверской области Сергеем ГОЛУБЕВЫМ
 
По сложившейся традиции, в предновогоднем выпуске мы подводим итоги уходящего года. О том, каким 2018-й был для Оленинского района, в интервью нашему еженедельнику рассказал глава муниципального образования Олег Дубов
 
Семь лет назад Андрей Увиков жил так же, как и многие: жена, двое маленьких детей, невыплаченная ипотека и кредит на машину. Все изменилось в один момент, когда в результате тяжелой травмы он оказался прикован к постели. Тогда началась новая жизнь, и значительной ее частью стал интернет. Здесь Андрей Увиков заработал свой первый миллион. Мы узнали, как ему удалось стать успешным предпринимателем в Сети, где реальность — виртуальная, а земли под ногами — нет
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 113 След.




Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь