17.09.2018

Гуси в фате и гроб на чердаке: как закончить гастроли так, чтобы их запомнили надолго

Главные новости дня -
в нашем Telegram



Текст: Дарья Кравчук, Юрий Кулагин
Фото: Юрий Кулагин

Саратовский ТЮЗ имени Киселева решил закрыть четырехдневные «Большие гастроли» в Твери одной из самых смелых и современных своих постановок. 16 сентября на сцене тверского Театра юного зрителя труппа представила спектакль «Как Зоя гусей кормила» по одноименной пьесе Светланы Баженовой.


Под весьма экстравагантным облачением из гусей в фате, по-свински сжираемого супа и легкой нецензурщины скрывается напрочь житейская история с до боли знакомыми, но не шаблонными персонажами. Безнадежно стареющий старший научный сотрудник местного института Владимир томится в холодной (на самом деле, там только снизу поддувало) и тесной двухкомнатной квартирке со своей матерью – Зоей, которая от старости и скуки не дает спокойно жить сыну. К тому как раз приезжает друг Плоцкий, вместе с вытащенной по доброте душевной из деревни Женей – он не хотел оставлять Владимира в одиночестве, а девица захотела выбраться из родного села. К тому же, все рассчитывали на то, что старушка скоро преставится. Но вот незадача – Зоя наотрез отказывается умирать в назначенный врачом срок, и с новой сожительницей сына, на которого она всю жизнь потратила, уживаться не собирается.


Итого, сюжет держится на четырех персонажах. За счет очень смешных (зал взрывался хохотом чаще, чем на иных чистокровных комедиях), по-современному написанных диалогов захватывают даже те сцены, где герои просто разговаривают друг с другом, смотря в зал и не вставая со стульев. Яркая актерская игра воплощает всем знакомые образы персонажей – без труда узнается старающаяся казаться модной, но на самом деле простая и грубоватая барышня из деревни, а таких старушек, как Зоя, можно найти в любом российском городке. При этом персонажи настолько полнятся характерами и интересными чертами, что причислить их к клише не получается.


«Как Зоя гусей кормила» является отличным примером, что декорации в театре могут служить полноценной метафорой. Поначалу количество реквизита удивляет зрителя: на сцене стоят лишь два стула и тумбочка. Но когда приезжает Женя с громадным багажом вещей («самым необходимым»), вместе с ней на сцене появляется гусыня в бусах и фате. Со временем гусиное племя пополняется новыми представительницами, а в конце концов на сцене вообще оказались корова и свинья (все, разумеется, в фате и бусах). Фигуры символизировали тот деревенский боевой настрой, который привезла с собой девушка, и который рушится, как только в эту идиллию выкатывается бык в галстуке.


Чтобы как-то обозначить границы сюжетных эпизодов, периодически включались ролики с резвящимися на лугу гусями. В такие моменты освещение на сцене практически отключалось, а видеоряд транслировался на заднюю стену. Этот же прием использовался и в ключевой сцене, когда на импровизированном экране показывалось видео из поездки героев не природу. Плоцкий стоял в хорошо освещенной точке, рассказывал о поездке и даже озвучивал по ролям видеоряд в то время, как остальные актеры беззвучно танцевали в глубине сцены. Сочетание звука и видео создавало атмосферу волшебной истории и совсем идиллической картины. Тем страшнее, что сразу после этой сцены вся идиллия рушится.


Финал пьесы, при всей своей трагичности, подается не напрямую, не «в лоб», а через серию красивых, но отлично считывающихся метафор. В этом заслуга и молодого петербургского режиссера, который, кажется, использовал в рамках всего лишь полуторачасового спектакля чуть ли не все ухищрения современного театра. И художников, которые сделали максимально выразительные декорации. И, конечно же, актеров – особенно когда актер умудряется всего одной сценой поедания супа передать всю подлость и отвратительность своего персонажа.


«Как Зоя гусей кормила» заканчивается в той же самой обстановке, в какой и начинается: два стула, тумбочка, Владимир с матерью. Мать снова рассказывает историю о том, как в ее родной деревне готовящиеся умирать доставали с чердака припасенный гроб, сами залезали в него и ждали своей участи. Если участь не приходила – то сами же вылезали и шли кормить гусей.


Когда последние огни, освещавшие сцену, потухли, на лицах зрителей отразилась странная смесь восторга и недоумения. Было видно, что мало кто из пришедших ожидал от спектакля о российской глубинке вполне современной постановки с неординарными решениями и многослойным повествованием. Впрочем, сюрприз оказался скорее приятным – зал вновь аплодировал стоя, дарил цветы, и лишь несколько бабушек чуть ли не крестились после всех тех забористых словечек, что позволили себе герои.


В любом случае, все до единого зрители ушли со спектакля задумавшиеся и потрясенные. Впрочем, как и с других постановок саратовского Театра юного зрителя. Динамичный, довольно "классический" «Милый Сашенька», с массивными декорациями и богатыми костюмами, заставлял задумываться о своем месте в жизни. Веселая и неординарная комедия «Дядюшкин сон» — о давнишних проблемах обычного российского городка — настраивала на мысли об укладе русской души. Уверены, что даже добрая сказка «Дюймовочка» для своей аудитории тоже оказалась совершенно глубокомысленным произведением. Ну а напоследок ТЮЗ имени Киселева припас современную, достаточно дерзкую историю, которой доказал, что труппа театра не боится экспериментов.
   
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
 
giraff.io
Новости соцсетей
News.gnezdo.ru
Загрузка...
Есть мнение
Тверь — столица региона, и она должна выглядеть соответственно своему столичному статусу. Однако с тем бюджетом, который есть у города, сделать это за короткие сроки невозможно. Необходима перезагрузка финансовой системы. Как это сделать, рассказывает председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по бюджету и налогам Андрей Дмитриев
 
Об итогах непростого 2018 года и планах на будущее — интервью с председателем Законодательного Собрания Тверской области Сергеем ГОЛУБЕВЫМ
 
По сложившейся традиции, в предновогоднем выпуске мы подводим итоги уходящего года. О том, каким 2018-й был для Оленинского района, в интервью нашему еженедельнику рассказал глава муниципального образования Олег Дубов
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 113 След.




Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь