15.09.2018

Во всем виноват Шекспир: актеры саратовского ТЮЗа продолжили тверские гастроли постановкой «Дядюшкин сон» по повести Достоевского

Главные новости дня -
в нашем Telegram



Текст: Юрий Кулагин и Дарья Кравчук
Фото: Юрий Кулагин

Гастроли саратовского ТЮЗа в Твери продолжаются. Вторым спектаклем, который 14 сентября могли увидеть тверские театралы, был «Дядюшкин сон». Постановка основана на комической повести Федора Достоевского, которую автор написал в 1859 году после десятилетней каторги. Она рассказывает историю давно выжившего из ума дядюшки-князя, которого племянник пытается убедить, что старик не делал предложения молодой девушке, что ему это лишь приснилось.


В инсценировке, которую в Тверь привез ТЮЗ имени Киселева, на первом плане выступает матушка невесты Марья Москалева, которая вцепилась в князя всеми руками и решила добиться женитьбы любым способом. Остальные герои, конечно же, тоже не приравниваются к декорациям, и ответственные за них актеры выкладываются на всю катушку, но Марья Москалева в исполнении Татьяны Чупиковой неизбежно притягивает внимание всего зала – настолько яркие и живые персонажи на сцене появляются не часто. Впрочем, неповторимый колорит есть у всех героев. Дядюшке-князю (которого, к слову, сыграл сам худрук Саратовского театра Юрий Ошеров) так и хочется посочувствовать. Даже несмотря на всю комичность персонажа Полковница Фарпухина при каждом своем появлении умудрялась немножко шокировать зал. Большая часть второстепенных героев довольно гротескны, но невестка Зина, племянник князя Мозгляков и другие персонажи, вокруг которых крутились основные события, являются более драматическими.


Нельзя не отметить оригинальные декорации, которые помогали создать атмосферу той России, в которой повесть писал Достоевский. При всей своей функциональности (скрытая лестница, передвижные стены и окна) обстановка выглядит очень минималистично, даже просто – кроме огромной маски Шекспира и фортепианных потрошков реквизита на сцене не было. Впрочем, это создает ощущение пустоты и бедности уходящей эпохи, а красно-серые тона словно впитали в себя тень грядущего коммунизма. Тема коммунизма регулярно вскользь появляется в диалогах и даже отражена в костюмах. Одежда Марьи Москалевой и старенького князя более старомодна, отдает эпохой императорской России. В то же время новое поколение (племянник Мозгляков и невеста Зина) одеты в почти современный, хоть и несуразный, костюм и привычный свитер.


К слову, об упомянутых фортепианных потрошках – это был один из самых элегантно вписанных в сцену звуковых спецэффектов, что мы видели в ТЮЗе. В момент, когда Герои (Зина и Мозгляков) переживали особенно сильные эмоции, они подходили к музыкальному остову и с силой били по нему. И эти звуки были чуть ли не единственным музыкальным сопровождением – несмотря на несколько композиций, по большей части в «Дядюшкином сне» кроме реплик героев мы не слышим ничего. Это ярко контрастировало с игравшимся на сцене днем ранее «Милым Сашенькой» (о котором мы уже писали тут) по роману Ивана Гончарова. 


Кстати, о контрастах. На пресс-конференции, предшествующей гастролям, главный режиссер саратовского ТЮЗа упомянул, что гостевая афиша специально составлена так, чтобы показать все возможные направления, в которых работает театр. И, судя по первым трем постановкам (сегодня труппа как раз показывает детскую сказку «Дюймовочка»), репертуар не страдает от однообразности. Даже если не брать во внимание сказку для самых юных зрителей, две постановки по мотивам произведений классиков русской литературы отличаются разительно. Яркий, шумный, с богатыми костюмами, огромными декорациями и толпой персонажей «Милый Сашенька» с минималистичным и сюрреалистичным «Дядюшкиным сном» не имеет ничего общего. Кроме, разве что, замечательной игры актеров и выверенной работы режиссера. 


Зрители приняли новый спектакль так же хорошо, как и премьерную постановку. Если даже не лучше – свободных мест в зале не оставалось совсем. Вновь аплодировали стоя, вновь актеров не отпускали со сцены. Актеры же на протяжении спектакля каждый раз от души смаковали, игриво поглядывая на зрителей, поговорку «муж в Тверь, жена в дверь», которую сам автор не раз упоминал в тексте. Зал не менее игриво отвечал актерам аплодисментами. 


Пока что гастроли саратовской труппы проходят при полном аншлаге и оставляют лишь самые приятные впечатления. И нет оснований сомневаться в том, что в таком духе они и завершатся – к сожалению, совсем скоро (последний спектакль ТЮЗа имени Киселева, «Как Зоя гусей кормила», пройдет уже завтра, 16 сентября).
   
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
 
giraff.io
Новости соцсетей
News.gnezdo.ru
Загрузка...
Есть мнение
Тверь — столица региона, и она должна выглядеть соответственно своему столичному статусу. Однако с тем бюджетом, который есть у города, сделать это за короткие сроки невозможно. Необходима перезагрузка финансовой системы. Как это сделать, рассказывает председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по бюджету и налогам Андрей Дмитриев
 
Об итогах непростого 2018 года и планах на будущее — интервью с председателем Законодательного Собрания Тверской области Сергеем ГОЛУБЕВЫМ
 
По сложившейся традиции, в предновогоднем выпуске мы подводим итоги уходящего года. О том, каким 2018-й был для Оленинского района, в интервью нашему еженедельнику рассказал глава муниципального образования Олег Дубов
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 113 След.




Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь