14.09.2018

История о наивных романтиках и черствых дельцах: саратовский ТЮЗ представил в Твери спектакль «Милый Сашенька»

Главные новости дня -
в нашем Telegram



Тест: Дарья Кравчук, Юрий Кулагин
Фото: Юрий Кулагин

13 сентября на сцене тверского Театра юного зрителя труппа саратовского ТЮЗа имени Киселева (а эти два театра многое связывает) представила спектакль «Милый Сашенька» по «роману взросления» Ивана Гончарова «Обыкновенная история».

Сюжет — как и оригинального романа, так и его театральной версии — на редкость привычен. Сашенька, молодой человек, терзаемый мечтами и надеждами, решает переехать из провинции, где его оберегает, холит и лелеет матушка, в Петербург к дяде – успешному дельцу Петру Адуеву. Дядя, человек весьма строгих принципов, не жалеет племянника и сразу ему объясняет, что столичная жизнь – не для него. По крайней мере, не для того Сашеньки, какой приехал из деревни. А вот если он одумается, возьмется за дело, будет работать, а не думать о любви и поэзии – тогда да, может что-нибудь из паренька и выйдет.


Несмотря на то, что Гончаров написал «Обыкновенную историю» в 1847 году, смотрится спектакль на одном дыхании – зритель и не замечает, как мимо него со свистом проносятся три акта и два антракта, складывающиеся в почти три с половиной часа. Все это – заслуга как режиссерской работы, так и актерского состава.

Поставил спектакль Алексей Логачев – главный режиссер саратовского Театра юного зрителя. Благодаря его находкам каждая сцена, даже самая неспешная, смотрится ново, актуально и органично. Он, например, ввел в повествование трех рассказчиков – троица строго одетых молодых людей почти всегда присутствует на сцене, иногда выполняя роль массовки, иногда – перетаскивая декорации, но чаще всего она отвечает за повествование, за плавный переход от сцены к сцене. Благодаря этим помощникам режиссера даже трагичные сцены воспринимаются легко – настолько изящно они вписаны в общую концепцию спектакля.


Остальные актеры не чурались весьма оригинально использовать сцену. Например, обычное окно в спектакле выступает «окном во времени» и позволяет Сашеньке во время разговора с дядей не просто вспоминать свою деревенскую любовь, а держать за руку и любоваться стоящей по ту сторону окна – в прошлом, в воспоминаниях. Такая игра с пространством иногда вообще возведена в абсолют – зачастую параллельно на сцене разворачиваются две истории. Например, зритель видит как Петр Адуев читает письмо, оповещающее о скором приезде племянника, как раз в тот момент, как этот племянник пакует чемоданы.

Вместе с труппой из Саратова приехали отличные декорации. Многоплановые, с неочевидными проходами и лестницами. С электронным камином и огромным количеством чемоданов, стульев и диванов. Правда, было видно, что обстановка рассчитана именно на сцену ТЮЗа имени Киселева – в тверском Театре юного зрителя импровизированные здания пришлось поставить неестественно близко друг к другу и оставить совсем небольшой проход артистам. Впрочем, нельзя было сказать, что им тесно. Да, подсознательно зрители понимали, что актеры отчаянно изворачиваются, чтобы ловко перемещаться по сцене, но по самим артистам этого видно не было. 


Артистами, к слову, зал не мог нарадоваться. Искренние роли, с потрясающей самоотдачей – приглашенная труппа ни в чем не уступала тверским актерам. Александр Степанов удивительно точно передал все те сомнения, что постепенно созревают в сердце молодого романтика Сашеньки. В бесконечную любовь, которую испытывает мать к сыну, легко поверить, когда мать играет Ольга Федорова. Ну и мало у кого не вызовут улыбку саркастичные ремарки и высокомерные ухмылки дядюшки Петра Адуева, которого сыграл… Алексей Логачев.

Да, режиссер спектакля играет и одну из главных ролей, но дело тут отнюдь не в тщеславности. Изначально роль Адуева-старшего играл известный российский актер Илья Володарский, который скоропостижно скончался буквально за месяц до того, как «Милого Сашеньку» пригласили на всероссийский фестиваль «Золотая репка» в Самару. Чтобы не отменять спектакль в последний момент, в образе Петра Адуева вышел режиссер спектакля, твердо решив, что это будет последний показ постановки. Впрочем, позже труппа поняла, что в память об актере правильно было бы сохранить спектакль. Поэтому теперь Алексей Логачев на каждом выступлении выходит на сцену в память о своем друге и о друге всего театра имени Киселева.


Еще сразу бросается в глаза (вернее в уши), что герои спектакля очень любят петь – не даром один граф в постановке говорит, что пение сейчас в моде. Русские романсы добавлены не просто, чтобы развлечь зрителя, они помогают передать характеры героев. У деревенской девушки Сони голос чистый тонкий, у столичной Нади – немного фальшивый (что вообще замечательно выдает ее характер), а в пении молодой вдовы отчетливо слышится готовность и желание любить. Сцена, когда умирает персонаж по имени (обойдемся без спойлеров), хоровое пение помогает хоть слегка «осветлить» происходящее.

Актеры погружаются в образы с головой. Сбить с роли их не могло ничто – ни когда за сценой что-то рухнуло, ни когда одна из артисток чуть не упала со сцены. Даже когда в конце все, взявшись за руки, выходили на поклон, лица артистов выражали то, что чувствовали их персонажи в последней сцене.


А количество чувств, эмоций и состояний, что переживали персонажи на протяжении сюжета, поражало. Зрители, надо полагать, также не обошлись без эмоциональной встряски. Ведь на сцене регулярно сталкивались два совершенно разных характера, и невозможно было не замечать в них себя. Жанр «романа воспитания» вообще подталкивает читателя к размышлениям и выводам, но когда этот сюжет разыгрывается на сцене живыми людьми и с живыми эмоциями, те самые выводы из зрителя буквально вытаскиваются. Когда один из героев под самый занавес наконец понимает, что был неправ, что-то щелкает не только в его в голове – но и в голове многих сидящих в зале.

Зрители под конец постановки встали. И аплодировали так долго, что актеры вышли на бис и, несмотря на усталость после трехчасового спектакля, не спешили уходить. Словом, тверские театралы крайне тепло приняли Саратовский театр – хотя, возможно, при этом и переживали за тверскую труппу, которая тем же вечером предстала перед зрителями в ТЮЗе имени Киселева.


«Милый Сашенька» - это постановка, выверено поставленная на пересечении классической истории и современной постановки. Она замечательно показывает сущность современного театра и показывает, что он даже классическую литературу может представить бодро и живо. Да что там, если бы на актерах были не платья и сюртуки середины XIX века, а, допустим, джинсы и футболки, история смотрелась бы так, будто происходит в наше время. Но решение сохранить традиции и поместить актеров в обстановку времен Гончарова тоже правильно, потому что оно наглядно показывает, что даже спустя полтора века человеческая сущность не меняется. И точно таких же Сашенек и Петров Адуевых и сейчас хватает.
   
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
 
giraff.io
Новости соцсетей
News.gnezdo.ru
Загрузка...

Новости дня

20:25 | Перевернутый мир: в Дании банки платят людям за ипотеку

19:59 | В Тверской области больше 7 тысяч семей получают ежемесячные выплаты, став многодетными

19:46 | Игорь Руденя: «Ключевая задача ЖКХ – не допускать нецелевого использования средств жителей»

19:25 | В Твери ненадолго перекроют движение в Затверечье

19:07 | Полицейские ЛОВД Твери присоединились к Всероссийской акции «Каникулы с Общественным советом»

18:45 | «Ростелеком» обеспечил высокоскоростным интернетом региональный форум «Верхневолжье-2019»

17:54 | Билайн предложил покупателям смартфоны Samsung Galaxy от 99 рублей в месяц

17:54 | В Твери на выступающую против строительства торгового центра женщину совершено нападение

17:27 | Полиция займется поиском людей, которые выбросили ртутные лампы в лесу под Тверью

17:12 | Из-за недолитого алкоголя житель Твери пырнул ножом своего собутыльника

вся лента новостей

Есть мнение
Тверь — столица региона, и она должна выглядеть соответственно своему столичному статусу. Однако с тем бюджетом, который есть у города, сделать это за короткие сроки невозможно. Необходима перезагрузка финансовой системы. Как это сделать, рассказывает председатель постоянного комитета Тверской городской Думы по бюджету и налогам Андрей Дмитриев
 
Об итогах непростого 2018 года и планах на будущее — интервью с председателем Законодательного Собрания Тверской области Сергеем ГОЛУБЕВЫМ
 
По сложившейся традиции, в предновогоднем выпуске мы подводим итоги уходящего года. О том, каким 2018-й был для Оленинского района, в интервью нашему еженедельнику рассказал глава муниципального образования Олег Дубов
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 113 След.




Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь