22.06.2018 |

«У каждого свой выбор». Рецензия на фильм «Прощаться не будем»

Главные новости дня -
в нашем Telegram



Текст: Юрий Кулагин и Дарья Кравчук

В канун Дня памяти и скорби на экранах российских кинотеатров появился фильм «Прощаться не будем». Для Твери выход этой ленты особенно важен, ведь действие фильма происходит в Калинине времен Великой Отечественной, а съемки проходили именно на знакомых нам с вами улицах. Для Павла Дроздова, режиссера фильма, «Прощаться не будем» — вторая полнометражка. Первая же — спортивная драма «Лед», — вышла в прокат в 2014 году и была прохладно принята критиками. Но режиссер не пал духом. Сняв несколько сериалов для ТВ, он решил вернуться в большое кино, обратившись на этот раз к любимой нашими творцами теме Великой Отечественной войны. А именно — к тому, как начало войны пережил Калинин (он же Тверь), где режиссер родился и вырос. Первые трейлеры и промо-материалы «Прощаться не будем» обещали красивую и динамичную военную драму, и многие зрители с неподдельным интересом ждали выхода фильма.


Итак, на дворе — белым-бело, на календаре — конец 1941 года. К Калинину стремительно приближается немецкая армия, и настроения в городе, мягко говоря, не самые спокойные. Большая часть населения уже покинула город, остались лишь около двух тысяч человек, решивших во что бы то ни стало не отдавать Калинин врагу. Но, несмотря на боевой дух и решимость калининцев, в их рядах есть одна брешь. Брешь не технического характера, не дыра в заборе или сломавшийся танк — нет, совсем нет. С приближением фашистской армии, на улицах и рынках города стали появляться листовки, обещающие, что владельцу бумажки будет гарантирован спокойный выход из города, если тот решит сдаться.


Вывод ясен: либо той осенью был страшный ветер и листовки принесло с окрестных поселений, либо в рядах калининцев завелся шпион, которого нужно срочно вычислить и схватить. Собственно, этот сюжет и является центральной историей фильма: холодной зимой, ожидая прихода фашистов в город, в условиях тотальной нехватки людей и припасов, герои пытаются вычислить предателя. Сюда же стоит добавить, что детективная история раскручивается в условиях тотального недоверия персонажей друг к другу. Повествование ведется от лица нескольких людей, и все они не стесняются делиться своими подозрениями со зрителем.


Героев, кстати, немало: фильм начинается с представления чуть ли не всех персонажей, посредством идущих друг за другом небольших сценок из жизни города на грани оккупации. Вот бравые офицеры (Андрей Мерзликин и Сергей Горобченко) спасают людей из пожара, вот священник (Юрий Кузнецов) убирает заваленный снегом церковный двор, а вот дочка начальника НКВД (Алена Чехова) ведет свое собственное расследование, чтобы найти перебежчика. На каждого из героев поначалу выдается всего по паре минут экранного времени — так часто делают, например, Гай Ричи и Квентин Тарантино, если нужно быстро ввести в сюжет много героев. Вот только у м-ра Ричи и г-на Тарантино герои появляются в ярких сценах, в необычных ситуациях, что позволяет персонажам за условные две минуты неплохо характеризоваться. А герои «Прощаться не будем», в силу серьезной, даже давящей подачи, появляются в насквозь бытовых ситуациях, что дает нам лишь поверхностное представление об их натуре: эта девушка — дочка, этот хромой — вор. Некоторые из персонажей так и умирают, не ответив на вопрос зрителя «А почему, собственно, я должен за него переживать?».


Впрочем, те герои, что переживут начало фильма, убедительно раскроются впоследствии. Несмотря на то, что почти весь фильм главные персонажи пытаются найти предателя в своих рядах (внимательный зритель найдет его уже через час просмотра), они успевают обсудить и пережить много событий, не связанных напрямую с основной историей. Герои регулярно впадают в отвлеченные рассуждения, которые важны не для сюжета, а, скорее, для передачи атмосферы, царившей в военном Калинине. И эту атмосферу интересно впитывать - хотя она и подается через, строго говоря, весьма простые диалоги и истории, но благодаря ей мир фильма ощущается живым.


Для тверитян мир этот — особая тема: «Прощаться не будем» — едва ли не единственная кинолента, которая не просто снята в Твери, но и посвящена этому городу и его истории. Возможно, многие заинтересуются именно показанным периодом истории города — ведь после просмотра привычные, казалось бы, улочки и дворы, предстают в новом свете. Появляется желание почитать какую-нибудь историческую литературу, посмотреть фотографии того времени, чтобы узнать еще какие-нибудь факты, любые мелочи, связанные с военными годами Твери — благо в библиотеках немало материалов.


«Прощаться не будем» — это, конечно, ни разу не «Дюнкерк», но в рамках своего бюджета он очень красив. Режут глаз, впрочем, иногда встречающиеся технические проблемы, вызванные небольшим бюджетом и, возможно, некоторой поспешностью в производстве (об этом — позже). Есть в кинематографе такие вещи, которые не замечаются, когда сделаны хорошо — монтаж, крупность плана, темп кадра. В «Прощаться не будем» их видно невооруженным глазом. С первых минут фильма ощущаешь, насколько монтажер на пару с оператором (пришедшие, очевидно, снимать фильм про войну) сбиты с толку сценами мирной жизни города. Обычный разговор на лестнице может превратиться в калейдоскоп всевозможных ракурсов и кадров, половина из которых не будут нести в себе важной информации. «Модный» эффект замедленной съемки (в кавычках потому, что в западном кинематографе он давно уже перестал быть модной фишкой, а в нашем используется регулярно, чтобы картинка стала более голливудской) иногда появляется не к месту, лишь затягивая сцену. Ощущается и острая нехватка штативов на съемочной площадке — съемка с рук хорошо смотрится в напряженных и динамичных сценах, но не в прогулке по рынку. Квадрокоптеры, использование которых много раз отмечалось в промо-материалах, лишь усиливают ощущение того, что с фильмом что-то не так: когда после трясущейся съемки разговора вдруг начинается идеально плавный наезд камеры квадрокоптера, зрительный диссонанс обеспечен.


Да, у визуальной составляющей фильма много прегрешений. Но почему я оговорился в начале предыдущего абзаца, что абстрактные оператор с монтажером пришли снимать военный фильм? Все довольно просто, на самом деле — потому что финальная сцена фильма, показывающая уже именно сражение, искупает очень многие грехи этой ленты. Динамичная картинка — есть. Качественный звук — на месте. Песня Николая Расторгуева — не вписывается (на наш взгляд). Красивые взрывы — ну, тут немного сложнее. Как уже говорилось, у «Прощаться не будем» довольно скромный бюджет, даже по отечественным меркам. Так что, несмотря на то, что финальная сцена достойна похвалы, со спецэффектами там небогато, хотя те взрывы и стрельба, что в кадр попадают, выглядят достойно. Впрочем, на эффектах в фильме акцента и не делается — напряжение и отчаяние все равно прекрасно ощущаются благодаря качественной съемке и актерской игре. Вообще, судя по соотношению приложенных к разным частям фильма усилий, именно на финальную сцену у авторов была очень большая надежда.


Если бы весь фильм был снят как его концовка — «Прощаться не будем» смело мог бы считаться одним из лучших отечественных фильмов этого года. Но все пошло слегка не по плану. И, честно говоря, все, кроме финальной сцены, заслуживает некоторой критики. В фильме играют хорошие актеры — не спорю, играют чудесно, но режиссер временами заставляет их переживать ненатуральные, неуместные эмоции. Фильм показывает Калинин военного времени — но Тверь и сейчас регулярно выдает пейзажи, неотличимые от видов осажденного города сороковых годов. Создатели регулярно делают акцент на том, что внимательно изучали исторические документы, но, судя по настроению ленты, многие факты успешно были принесены в жертву патриотически-идеологическому формату (а вот эта практика, кстати, вполне себе соответствует историческому периоду!).


При просмотре иногда создается ощущение, что авторы спешили, стараясь выпустить ленту аккурат к памятной дате. Отсюда — и поспешная съемка с подчас неудачными кадрами, и монтаж, ускоряющийся тем сильнее, чем спокойнее сцена. Даже переигрывающих иногда актеров, как мне кажется, можно оправдать стремлением уложиться в минимальное количество дублей. А ведь обидно: в фильме есть моменты, где вся команда выкладывается на всю катушку: актеры давят неподдельными эмоциями, оператор берет искусные планы, а монтажер изящно склеивает их воедино. История на пике своего развития не на шутку захватывает, персонажи цепляют своими характерами, а атмосфера опустелого города передана безупречно. Не покидает ощущение, что если бы «Прощаться не будем» вышел хотя бы на полгода позже, то стал бы очень сильной лентой, от начала и до конца снятой на пределе возможностей.


Так можно ли рекомендовать «Прощаться не будем» к просмотру? Официальный слоган фильма «У каждого свой выбор». И, пожалуй, именно это мы посоветуем нашим читателям: фильм спорный, но отнюдь не безнадежный. Чтобы составить свое мнение, на фильм все-таки нужно сходить. Режиссер окончательно вырос из сериального пространства и теперь всерьез метит в большое кино. «Прощаться не будем» — это явный намек на то, что при благоприятных обстоятельствах у Павла Дроздова может получиться изумительная военная драма. 

Мнение редакции может
не совпадать с мнением авторов.
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Для того, чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь на сайте или войдите через

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Авторизация

Адрес электронной почты:

Пароль:

Запомнить меня

Восстановление пароля

Для восстановления пароля введите адрес электронный почты:

Регистрация

Ваше имя:

Адрес электронной почты:

Введите код:

CAPTCHA
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От (Выйти)

Сообщение:

 
giraff.io
Новости соцсетей
News.gnezdo.ru
Загрузка...
Есть мнение
Семь лет назад Андрей Увиков жил так же, как и многие: жена, двое маленьких детей, невыплаченная ипотека и кредит на машину. Все изменилось в один момент, когда в результате тяжелой травмы он оказался прикован к постели. Тогда началась новая жизнь, и значительной ее частью стал интернет. Здесь Андрей Увиков заработал свой первый миллион. Мы узнали, как ему удалось стать успешным предпринимателем в Сети, где реальность — виртуальная, а земли под ногами — нет
 
Современное волонтерство — модный тренд или возможность решить реальные проблемы общества? Интервью с директором Центра развития молодежных волонтерских программ ТвГУ Татьяной Арсеньевой
 
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович рассказал нашему еженедельнику о том, что ждет экономику России в ближайшее время и какие перемены ей необходимы. 
 

Статьи: 1 2 3 4 5 ... 112 След.




На правах рекламы:
Тверские новости | пресса Тверь | газета Твери и газеты Тверской области | форум Тверь