Текст и фото Антон Похиляк
27 марта в Твери все любители кино могли бесплатно посмотреть один из самых нашумевших российских фильмов последних лет – «Дурак» – и пообщаться с его режиссером Юрием Быковым, специально приехавшим на показ.
Киносеанс, организованный еженедельником «Караван+Я», состоялся в колледже культуры им. Львова. После просмотра зрители могли задать любые вопросы автору картины. Общение, растянувшееся на два часа, получилось по-настоящему живым, открытым и откровенным. Быков много шутил, иронизировал в ответах на многие вопросы, но если требовалось – был предельно серьезным и прямолинейным. Не обошлось без фотографий и автографов.
Основная часть дискуссии была посвящена просмотренному зрителями фильму – его главному герою, сценам (как имеющимся, так и теоретически возможным). Быков, в частности, отметил, что из окончательной версии было вырезано 40 минут, и что «Дурака» он делал, находясь в глубоком психологическом кризисе, «практически на автопилоте», отчего считает самой удачной своей работой не эту ленту, а фильм «Майор», вышедший на год раньше «Дурака».
«Меня спрашивают – почему в «Дураке» плохой финал? Я отвечу так: если картина хоть как-то повлияет на хороший финал в жизни, то и в фильме уже окажется хороший финал. А если сделать в нем «хэппиэнд», то это создаст иллюзию, что из любой ситуации можно вывернуться, а это неправда. Соврать в этой ситуации гораздо лучше даже с педагогической точки зрения, чем не соврать. Поэтому мне нужно было сделать такую картину про юродивого – то есть про дурака», - объяснил режиссер. На вопрос, считает ли он героя дураком, Быков ответил утвердительно, но с точки зрения того, как он понимает это слово. «Для меня оно отражает поступок, правильный с точки зрения морали, но не общепринятый. Да, он дурак, но потому что по сути своей не думает прагматично, а действует по своей совести. С точки же зрения выживания герой совершил глупость».
С одним из зрителей спор зашел относительно того, сможет ли фильм чему-то научить 18-летнего юношу, посмотревшего его. На посыл о том, что кино должно быть неким учебником, режиссер ответил довольно критично. «Дурак», естественно, имеет своего целевого зрителя – это люди, которые не боятся задумываться, чтобы принимать правильные решения. Но поймите: есть 18-летние, которые могут посмотреть фильм и чему-то научится. А есть 60-летние, которые не смогут научиться ничему, а смогут только воровать и убивать. Фильм не является педагогическим инструментом и не должен: произведение искусства – это не педагогика, а эмоциональный выплеск, обрамленный в определенную форму. Если точка зрения об искусстве как педагогике будет у тех, кто принимает решения о судьбе нашей культуры, это будет очень плохо», - высказал свое мнение Юрий Быков, полушутя добавив, что поставил бы на «Дурака» возрастную отметку «35+, только мужчины».
«Я стараюсь делать любую картину, исходя из тех характеров и ситуаций времени, которые уже состоялись и которые абсолютно доступны. Меня интересует очень простые и внятные ситуации, - ответил режиссер на вопрос о возникновении идеи фильма «Дурак». - Наш жилищный фонд – из этой категории. Какое-то время я искал новую подобную тему и после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС понял, что это то, что нужно – тем более что и сам сталкивался с разрушающимися домами. Это была абсолютно четкая проблема социального характера. Хотя их и не надо искать – эти проблемы лежат на поверхности».
Услышать вопрос о сравнении «Дурака» с «Левиафаном» Андрея Звягинцева для Быкова, судя по реакции, оказалось мучительным испытанием – сколько раз уже его спрашивали об этом. Тем не менее, от ответа Юрий к своей чести не ушел. «Мне кажется, что это сравнение не важно ни Андрею, ни мне. Это просто эффект медийного пространства. Я скажу обтекаемо – какая-то взаимосвязь, прямые параллели, существуют, так как «Левиафан» - проблемное кино о социальной действительности, как и «Дурак». Различает наши фильмы, по моему мнению, то, что диапазон сочувствия в «Левиафане» уже, чем в моей картине. Но художественные преимущества там шире. Чем больше эстетизма и интеллектуализма, тем меньше сочувствия – и наоборот. В этом плане баланса нет ни в той, ни в другой картине. Видимо, недаром их противопоставляют. А что объединяет наши фильмы – это лобовое высказывание. Со Звягинцевым я не знаком - просто потому, что мы живем в разных мирах, и оба это знаем».
Говоря про другой свой фильм – «Майор» – Быков прокомментировал информацию о том, что вся группа артистов и некоторые члены съемочной бригады согласились работать бесплатно. «Поначалу все это было за мои деньги. Но в итоге все получили компенсацию, когда режиссер Алексей Учитель купил проект. Хотя первые 3-4 месяца действительно снимали бесплатно, подстраиваясь под рабочие графики актеров в других проектах. А то, что я сам играл одну из главных ролей, получилось по стечению обстоятельств – одни кандидаты отказались играть такую роль, у других не совпал график. Я посидел, подумал – почему бы и нет. Попробовали порепетировать с Денисом Шведовым (исполнителем главной роли – прим. ред.), он сказал – «нормально».
Рассказал Юрий Быков и про более ранние работы – короткометражки, в том числе, про вышедший в 2009 году фильм «Начальник». «Это была третья или четвертая моя короткометражка. Я был без образования (впрочем, как и сейчас), так что была попытка доказать право заниматься профессией. Я уже понимал, что такое кадр, что такое актерские задачи. С этим фильмом уже я рисковал многим. На него я два года копил деньги или точнее на сюжет, который, как решил, я точно буду снимать – он транслировал мое мировоззрение: с одной стороны апатичное, с другой – достаточно милосердное ко всем полярным сторонам сюжета. Кстати, предыдущие короткометражки уже никто не увидит, потому что была кнопка «delete» (улыбается) – они были совсем ужасные».
Авторское кино должно быть выведено из широкого проката, считает режиссер. «С теми бюджетами, промо-контентом и зрительской планкой, которая есть у массового кино, невозможно говорить о прокате кино драматического. Я сам считаю себя интернет-режиссером – там очень благотворное поле для распространения авторского кино. Более того, если даже на какое-то время устроить бойкот широкому экрану со стороны осмысленного кино, это будет даже к лучшему. Для меня вообще попадание «Дурака» в топ-200 «Кинопоиска», миллионные скачивания на торрентах были неожиданностью – ведь у нас не было никакого пиара».
Не обошлось на встрече и без рассуждений об искусстве в целом. «Кино – не самое совершенное из искусств, потому что оно всегда зависит от обстоятельств, сроков и денег, – полагает Юрий Быков. – Музыка, живопись, литература, особенно поэзия, куда совершеннее. Да и любой вид искусства, связанный с единоличностью принятия решения художником, совершенен. А кино – это всегда: «заболел, выпил, не приехал – и ладно, давай вместо него снимем этого». А потом уже люди сидят и обсуждают, как игра этого актера, оказывается, попала в десятку. Но я в какой-то степени с этим смирился, потому что главное – не сделать совсем плохо, а там уж как Бог даст. И не стоит требовать от каждого произведения того, чего в нем нет. Как я один раз услышал в одной из передач Александра Гордона, художника надо судить по тем законам, которые он сам себе задает в произведении искусства».
«Надо благодарить, уж не знаю даже кого, за возможность жить, дышать и что-то делать. Мне, как и всем, бывает страшно, но когда человек что-то преодолевает, ему всегда страшно. Это вопрос пути и цели. А желание находиться в состоянии покоя… Ничего нет более ужасного, чем когда у тебя все есть и тебе ничего не хочется. Страшно, когда все хорошо. Нет другого выхода, кроме как биться».