22 мая в Твери презентовал свою книгу «Я пришел в XXI век» знаменитый советский и российский поэт Евгений Евтушенко.
81-летний Евтушенко приехал в Россию (большую часть времени он проводит в Соединенных Штатах) после почти полуторагодового перерыва, в 2013 году он не смог прилететь в Москву для того, чтобы отметить свой юбилей, из-за проблем со здоровьем – Евгению Александровичу ампутировали ногу. В нынешний визит у классика современности предусмотрена насыщенная программа: после посещения столицы он отправился в регионы.
Евгений Евтушенко не обделил вниманием и наш город. В Тверь поэт прибыл в сопровождении одного из своих сыновей, тоже Евгения, и коллеги по перу Андрея Дементьева.
В преддверии творческого вечера Евтушенко посетил Дом поэзии Андрея Дементьева, где пообщался с губернатором Тверской области Андреем Шевелевым и дал пресс-конференцию для журналистов. Общаясь с представителями СМИ, Евгений Александрович откровенно рассуждал на самые разные темы, касающиеся как творчества, так и политики и социокультурной ситуации.
О писателях и читателях
«Сейчас у нас опять случился разрыв между читателем и писателем, писатели куда-то прячутся. Нет молодых поэтов. Я сегодня ехал сюда и читал Веру Полозкову. Она очень талантлива, у нее есть пронзительные строки <..> лучше нее никто не пишет в этом поколении. Но вы знаете, когда я наткнулся на ее матершинные стихи… Ну зачем ей это с таким талантом? <…> Она хорошо читает, сама пробилась, великолепно знает свою профессию, у нее не нарвешься на плохую строчку, рифму, а вот этот мат…<…> Я не ханжа, но зачем это тащить в стихи? Где же тогда будет красота слова?
<…> Сегодня нужно больше 20-летних, чтобы нам дышали в спину, однако мы не слышим горячего молодого дыхания. Они «чатничают», считают это модным и переводят это в стихи.
О молодом поколении
Сейчас некоторые молодые люди стесняются быть сентиментальными. А почему? Что плохого в слове «сентиментальность»? Сантименты – это чувства. Они прикидываются. Боятся показаться немодными, неопытными, это ужасно. Застенчивость – это подарок природы.
<..> Сегодня перед вами открыто столько книг, все, что было запрещено раньше, теперь разрешено. Вы же не читаете, можете достать абсолютно все, но этим не занимаетесь. <…> Вы должны восполнять это своим любопытством, своей жаждой знаний, вот этого я мало вижу. <…> Вы - не потерянное поколение, все в ваших руках.
О политических и человеческих взаимоотношениях
У меня нет антиамериканских, антирусских, антиказахских, антикиргизских, анкиэвенкских настроений… И не может быть. Потому что нет ни одного плохого народа, есть только плохие люди и плохие политики.
О миссии поэта
Я не приемлю равнодушия в поэзии, выпендривания. У настоящего большого поэта две задачи. Первая - это самоисповедь. Он должен быть весь как на ладони. Второе условие – он должен высказываться за тех, кто стихов не пишет, но понимать, что они чувствуют, о чем думают и от чего страдают. Исповедь, соединенная с исповедальностью за других. Я писатель всех тех, кто не пишет. У меня очень много стихов, написанных как монологи других людей. В поэме «Братская ГЭС» «Нюшка» - одна из моих любимых глав. Если Флобер говорил «Мадам Бовари – это я», то Нюшка – это я.
О театральных постановках на свои стихи
(поэтическое представление по стихам Евгения Евтушенко «Нет лет» в московском Театре на Таганке)
Мне очень понравилось. Они так здорово сделали, молодо. Знаете…они поставили без Любимова любимовский спектакль.
О преподавательской деятельности
Один американский журналист беседовал с моими студентами. Они сказали ему: «Евтушенко особый человек. Он не преподает литературу, он преподает совесть и историю через литературу». Когда я это прочитал, то, конечно, был очень счастлив, не знал, что они так обо мне отзываются. Это выше, чем просто преподавать русскую литературу.