С 11 июня по 16 декабря в тверской областной картинной галерее открыт выставочный проект «От модерна до соцреализма» - впервые за последние два десятилетия представленная посетителям часть коллекции русского искусства 20 века, одна из самых представительных в собрании тверской галереи.
Экспозицию выставки составили около двухсот произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, созданных в 1900-е – 1930-е годы, отражающих в той или иной степени основные тенденции развития искусства этого времени: от ретроспективизма мастеров петербургского объединения «Мира искусства» и импрессионизма московских живописцев и скульпторов до панегирических, полных оптимизма композиций, выполненных в соответствии с «единственно правильным творческим методом».
В залах выставки можно увидеть работы авторов живописного реализма и образцы авангардного искусства, к сожалению, единичные в собрании галереи; произведения художников ленинградского «Круга» и московского «ОСТа», обращавшихся к изображению современной революционной действительности, но использовавших формальные приемы древнерусского искусства и европейского экспрессионизма (соответственно); композиции, портреты, пейзажи представителей АХРРа, сыгравших не последнюю роль в утверждении соцреализма.
Раздел декоративно-прикладного искусства выставки включает в себя первоклассные образцы произведений этого периода, созданные российскими художниками в начале прошлого века и на протяжении двух послереволюционных десятилетий.
На выставке представлены работы С.Чехонина, Б.Кустодиева, А.Самохвалова, И.Чайкова, И.Фрих-Хара, В.Ковальского, М.Адамовича, Т.Подрябинникова, И.Ефимова и др. Каждый из перечисленных мастеров имел собственный творческий опыт и индивидуальную манеру работы с материалом, но их объединяло то, что они жили новой жизнью страны, стремясь внести собственный вклад в новаторские тенденции данного художественного периода.
Выбор для экспонирования на выставке произведений, хронологически охватывающих лишь одну треть столетия, был обоснован несколькими причинами: с одной стороны, это связано с обширностью коллекции искусства 20 века и невозможностью продемонстрировать ее на имеющихся экспозиционных площадях. Но это не самое важное. В основу концепции выставки был положен тот факт, что первая треть 20 столетия являлась одним из самых интересных, насыщенных, напряженных и продуктивных периодов в истории русского искусства.