Коллекция западноевропейской графики (в самом расширенном смысле этого термина, включая и произведения, выполненные в «жидких» техниках на бумаге, то есть акварели и гуаши), хранящаяся в Тверской областной картинной галерее, невелика, но включает в себя работы мастеров разных школ и эпох: от позднего Возрождения до первой половины ХХ столетия.
В экспозицию выставки вошло около тридцати листов, созданных художниками Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Самым ранним из представленных здесь произведений является рисунок «Венера и Амур», приписываемый перу генуэзца Луки Камбиазо (1527-1585), одного из самых блестящих рисовальщиков итальянского маньеризма. Этот лист отличают смелость линий и динамизм композиции, присущие этому направлению.
К XVII столетию, времени расцвета итальянского барокко, относятся композиция «Рождество», приписываемая Доменико Пиола (1627-1703), отличающаяся изяществом, изысканностью и декоративностью, свойственными работам мастеров генуэзской школы этого времени, а также рисунок «Бог отец», выполненный, возможно, Марком Антонио Франческини (1648-1729), демонстрирующий присущее болонской школе сочетание барочной сложности композиции с академической сухостью рисунка.
С XVIII века большое распространение в европейской графике (особенно в акварели и гуаши) получает пейзажный жанр. На выставке представлены два необычайно тонко написанных пейзажа популярного швейцарского художника Карла Людвига Гаккерта (1740-1796), очень живописный городской вид работы итальянца Джулиани (2-я половина XIX в.), а также эффектный «Горный пейзаж с озером» кисти Фрица Дудде (1889-1965), представителя немецкой школы. Здесь же экспонируется целая серия написанных гуашью итальянских, в основном, неаполитанских, видов, принадлежащих кисти неизвестных художников первой половины XIX столетия (скорее всего, художественных школ центральной и северной Европы), которые отличают необыкновенная тщательность и скрупулезность в передаче мельчайших подробностей и деталей.
Искусство портрета представлено в экспозиции миниатюрами и рисунками конца XVIII – первой половины XIX веков. Это произведения итальянца Рафаэле Фиданца (1797-1846), француза Жана-Батиста Жанти (конец XVIII- начало XIX вв.), швейцарцев Жана Гюбера (1754-1845) и Рудольфа Белла (1-я половина XIX в.), англичанина Джорджа Доу (1781-1829), работавшего несколько лет в России и хорошо здесь известного, немцев Морица Кранца (1812-1869) и Карла Кюхлера (1807-1843). Листы двух последних отмечены характерными для немецкой графики этого времени тщательностью, даже некоторой сухостью рисунка и интересом, прежде всего, к передаче внешнего облика модели.
К немецкой школе принадлежит и большая, виртуозно исполненная акварель Фердинанда Марона (ок. 1810-1865) «Охотник и крестьяне» - единственный образец бытового жанра в настоящей экспозиции, являющаяся ярким примером салонного направления в европейском искусстве середины XIX столетия.
Выставка продлится до 13 июня.