Фото и текст: Дарья Кравчук, Юрий Кулагин
Кельтская культура не страдает от недостатка популярности за пределами родины, в том числе и в России. В Тверь по несколько раз за сезон приезжают музыкальные и танцевальные коллективы со всей страны, посвятившие свое творчество ирландской, шотландской и даже уэльской культуре. На крупные столичные фестивали регулярно заглядывают и иностранные исполнители, у которых эта культура в крови. Причем они, как правило, приятно удивляются нежданному вниманию.
Слушатели у таких коллективов тоже, как правило, преданные. Не пропускают концертов, не мешают созданию нужной атмосферы на выступлениях. Все без исключения получают необыкновенное удовольствие от звучания традиционных инструментов, и многие мечтают о возможности прикоснуться к ним своими руками. Как раз для вторых в творческой гостиной ТвГУ 7 ноября и прошел мастер-класс, на котором Евгений Лапекин обучал азам игры на волынке.
В уютной, почти домашней обстановке, гости могли перевести дух и отдохнуть от городской суеты. Есть в кельтской музыке что-то такое, побуждающее насладиться моментом и забыть о всех проблемах. Послушать Евгения и попробовать взять в руки волынку пришло около двадцати человек, причем многие гости знали друг друга - по совместным фольклорным кружкам, по концертам, да хотя бы по работе.
Евгений Лапекин постарался влиться в эту атмосферу неформальных творческих посиделок. Мастер-волынщик с удовольствием рассказывал исторические факты об инструменте, много шутил, делился историями из жизни музыкантов. Последних у него набралось достаточно - Евгений около пятнадцати лет занимается игрой на волынке, но в свое время играл и на скрипке, и на контрабасе.
Играл Евгений и на мастер-классе (куда же без этого). Показывая звучание инструментов - помимо ирландской и шотландской волынок, на мастер-классе также были алюминиевые флейты лоу-вистл и пенни-вистл. Зрители, вдохновившись мастерством волынщика, с горящими глазами рвались на небольшую сцену, чтобы попробовать самим. Получалось у всех… по-разному.
Волынка - инструмент на любителя. Это относится и к слегка непривычному звуку, и к самому строению инструмента. С ирландской волынкой еще более-менее можно совладать - воздух в меха там накачивается локтем, а от играющего требуется не только ловкость пальцев, но и физическая сила. Шотландская волынка же - куда более своевольный инструмент. Чтобы играть на ней, нужно обладать легкими заправского пловца, без них музыкант очень быстро начинает задыхаться и терять контроль над мелодией. Даже молодой саксофонист, который не понаслышке знаком с духовыми инструментами, не сразу совладал с “шотландкой”.
Такие результаты были ожидаемы. Ведь даже для того, чтобы научиться правильно держать волынку, нужно не меньше недели. А чтобы научиться извлекать мелодию – месяцы. Евгений лишь одаривал смельчаков доброй улыбкой и всегда хвалил: “У каждого, кто впервые берет в руки волынку, многое не получается. Ну а то, что получается, лично я считаю музыкой. И у всех она звучит совершенно по-разному, выражает какие-то разные чувства. Мне всегда интересно слушать, и я никогда не находил двух одинаковых мелодий у новичков”.
Не обошлось и без курьезов. Например, мастер-класс по игре на волынке на пару минут превратился в мастер-класс по ремонту волынки - когда на сцену поднялся очередной смельчак, ростом под два метра, ирландская волынка отказалась застегиваться на его локте. Вместо этого инструмент издал жалобное “Щелк!”, а ремень вместе с болтом внезапно перестали находиться там, где должны были быть. К счастью, у одного из гостей нашлась отвертка и учеба продолжилась.
Сам тот смельчак оказался одним из немногих новичков, у кого получилось совладать и с шотландской, и с ирландской волынкой. Даже несмотря на случай с ремешком, Иван остался очень положительного мнения об инструменте: “Чувствуешь себя идущим впереди войска волынщиком, который своей игрой вдохновляет воинов на добрую битву. Волынка остается актуальным инструментом, ведь человек все еще хочет радости, счастья и эмоций. Сегодня, играя на волынке, люди чувствуют то, что чувствовали волынщики тысячу лет назад”.
Уже в самом конце мастер-класса, прежде чем позвать всех присутствующих на групповое фото, Евгений пригласил гостей на концерт оркестра волынщиков City Pipes, в котором состоит музыкант. Концерт пройдет в Тверской филармонии 29 ноября и, помимо самого оркестра, представит зрителям ансамбль ирландского танца Celtic Wind. Новая программа “Храброе сердце” преподнесет и несколько сюрпризов, которые Евгений наотрез отказался раскрывать. Сказал лишь, что слушателей и гостей Тверской области ждет сочетание волынок, органа, барабанов и танцев.
Для тверских поклонников кельтской культуры концерт в филармонии станет настоящим праздником, а для самих музыкантов - серьезным испытанием, практикой. Евгений сам себя мастером не считает: “Музыкант, который сказал, что он здорово играет, деградирует. Никогда нельзя говорить, что ты хорошо играешь, ведь всегда есть, к чему стремиться. Всегда есть кто-то, кто играет лучше тебя.”