Только новости экономики
Все новости
Культура

«Заставить зрителя вжаться в кресло». Как монтируют и озвучивают большое кино о вторжении немцев в Калинин — рассказывает режиссер

В Москве в павильонах корпорации «Русская Фильм Группа» идет обработка видеоматериала, изготовление компьютерных графики, редакция, монтаж и озвучивание фильма «Прощаться не будем», рассказывающего о жизни Калинина (ныне Тверь) в момент вторжения фашистских оккупантов на территорию города в 1941 году. 
Поделиться
Подписаться

В Москве в павильонах корпорации «Русская Фильм Группа» идет обработка видеоматериала, изготовление компьютерных графики, редакция, монтаж и озвучивание фильма «Прощаться не будем», повествующего о жизни Калинина (ныне Тверь) в момент вторжения фашистских оккупантов на территорию города в 1941 году. 

«Это кино способно заставить зрителя вжаться в кресло — не от страха, а от осознания того, что в нашей жизни возможно все. И даже самые близкие люди могут оказаться предателями», — режиссер картины Павел Дроздов рассказывает о том, как снимал, а теперь монтирует фильм о самом страшном времени для своего родного города.


Фото со съемок фильма: Наталия Зиганшина
Текст и фото из студии: Игорь Ефимов

— Фильм «Прощаться не будем» — один из недавних масштабных кинопроектов, которые снимались в Твери. Весь съемочный период было очень много публикаций и репортажей с места событий в тверской прессе. Тем более, что речь идет об истории города. Но вот — съемки картины завершены, и уже можно оценивать то, что прошло. Какое впечатление у тебя как у режиссера осталось? Как наш город и его жители реагировали на съемочный процесс?

— Хорошо реагировали, позитивно. В основном. Даже несмотря на то, что нам приходилось где-то дорогу перекрыть, где-то всю улицу, двор и даже мост. В случае с мостом, понятно, что были недовольные, но от этого, к сожалению невозможно отказаться. Важно же то, что мы хотим получить в картине, важнее сама картина, чем те небольшие неудобства, которые доставляли съемки. И думаю, большинство горожан воспринимали это именно так. 

«Об этом фотографий нет, только воспоминания»


— А приходилось в ходе съемок сталкиваться с реакцией очевидцев, свидетелей тех событий? Может быть, людей, которые помнят историю тех лет со слов родственников?

— Да, появились несколько новых историй, о которых я не знал. Мне, например, позвонила женщина и рассказала историю, известную в ее семье, о том, что, когда люди бежали по проспекту Чайковского — мимо хлебного завода, работники этого завода выносили на край дороги хлеб в деревянных ящиках, а беженцы хватали этот хлеб, что бы накормить детей. Понимая, что мимо бегут голодные люди, что хлеб все равно пропадет и чтобы он не достался немцам, работники завода раздавали его бесплатно. 

Это важный эпизод. История фильма касается периода с 11 по 14 октября — дни как раз перед вторжением немцев. Саму оккупацию наша картина не затрагивает. Поэтому меня в первую очередь интересовало, что происходило перед вторжением, как именно это происходило. Эти моменты истории обычно не показывают, и потому об этом мало информации. 

Когда город освободили, приехали фотокорреспонденты, кинохроника и сняли город освобожденный, как реет красное знамя, какие люди счастливые. А вот то, что происходило перед тем, как в город вошли немцы, практически неизвестно. Об этом фотографий нет, только воспоминания. Причем они очень противоречивые. Ведь были те, кто спокойно эвакуировался из города (семья собирала вещи, и их на автобусах централизовано вывозили), а были истории о людях, которые сами бежали, потому что не было транспорта. Так вот: и те, и другие эпизоды в нашей картине звучат.

«Сухие строчки про оставленные города»


— Кстати, про воспоминания. Когда готовились к съемкам, использовали данные архивов, гражданских и военных?

— Да, конечно. Мы обращались даже к военным историкам, но многие архивы закрыты до сих пор, несмотря на то, что прошло уже много-много лет. Какие-то вещи открыты, и мы на них опирались, и они тоже прозвучат в картине. А есть эпизоды, которые закрыты до сих пор, и мы можем лишь догадываться о том, что там было и по каким причинам. Здесь мы опирались на косвенные факты.

— В те времена также существовали СМИ, печатались газеты. Как-то это помогло при формировании полноты истории?

— Понимаешь, про такое нигде не писалось. Только заметки, что, по сводкам СовИнформБюро, 14 октября оставили город Калинин. Такие сухие строчки про оставленные города. В итоге есть только архивные данные: например, информация, написанная постфактум, то есть после захвата города, когда начали разбираться в причинах, а люди принялись писать докладные друг на друга. Такие документы открыты. Только непонятно, сказал человек правду в этой записке или же очернил имя товарища. Могло быть все, что угодно. Доверять такому сложно. Воспоминания того же Конева, кстати, написаны через 20 лет, а за 20 лет он мог просто многие детали забыть. Война шла, и каждый день что-то происходило.

«Денег, мягко говоря, впритык»


— Сложно ли было потянуть финансово эту картину?

— Очень непростой вопрос. Денег, мягко говоря, впритык. Если сравнивать даже со среднестатистической голливудской картиной, то там бюджет в десятки раз больше. Но тут стоит помнить, что при сравнении, к примеру, Лады и Mercedes важна не стоимость, вопрос в том, стоит ли Лада или Mercedes своих денег. Так и в кино. 

— В наше время кино про войну, снятое российским кинематографом, воспринимается зрителем неоднозначно. Тот же Бондарчук снял несколько картин про войну, и найдутся люди, которые скажут, что эти фильмы смотрят только из-за его фамилии. Как воспримут вашу картину зрители, тверские и российские?

— Бондарчук снял два фильма про войну — «9 рота» и «Сталинград». Обе картины, кстати, очень хорошо были приняты зрителем. Впрочем, те самые люди, оценка которых не совпадет с мнением других, всегда найдутся. И это нормально. 

Что же касается нашего фильма, то он показывает малоизвестные страницы военной истории, причем таких боев местного значения было очень много. И я думаю, для российского зрителя важно посмотреть историю конкретных людей, когда переплетаются судьба одного или нескольких личностей и масштабные драматичные для всей страны события. А для тверского зрителя важно увидеть историю своего города.

Чтобы интерес к исторической части сюжета был выше, мы выбрали жанр шпионского детектива, который сам по себе любопытен. Ведь всегда интересно узнать, кто же все-таки шпион. 

«Автомобиль, который возил этот забор»


— Сложно ли было создавать фильм с хорошей картинкой? Спецэффектами и прочим?

— Тут смотря что понимать под характеристикой «сложно». Предполагаю, что речь идет о качестве работы, а потому сразу скажу с большой уверенностью, что сегодня наши, российские, специалисты работают на мировом уровне. В качестве примера могу привести уже упомянутого Бондарчука и его «Притяжение» или, предположим, картину «Время первых». В обоих случаях — прекрасная графика. 

Мы с тобой сейчас находимся в стенах корпорации «Русская Фильм Группа», которая занимается производством картины «Вий» - «Путешествие в Китай». Так вот ребята, которые работают над фильмом, — суперспециалисты. Мне даже трудно назвать это графикой — это все живое. 

Однако я, конечно, не могу не признать, что очень много в данном случае значит вопрос бюджета, потому что хорошая графика стоит дорого. 


— Сейчас картина на стадии постпродакшена. Что конкретно происходит с фильмом?

— Идет монтаж. Начинаем также работать с музыкой и звуком. Это очень активный период, и длиться он будет еще долго, так как процесс достаточно трудоемкий. 

Неоднократно слышал, что у нас в Твери и в Тверской области можно снимать кино только про войну. Но поверьте, не так много мест в любом современном городе (даже с богатой историей), где можно снимать середину 20 века. Те же пластиковые окна, рекламные вывески, кондиционеры, современные электрические столбы, а где-то сайдинг, которым обшита часть дома, — все эти мелочи на первый взгляд не видны, но когда ты начинаешь всматриваться в детали, то понимаешь, что там сплошная современность. Это очень важно убрать, оставив то, что нам нужно, и дорисовать то, что нам бы хотелось дополнительно. 

— Например, деревянный забор, который использовали во дворах Пролетарки? 

— Да. У нас даже был специальный автомобиль, который возил этот забор. Назывался он «заборваген». (В кино есть такие машины «Камерваген», который возит камеры и все штативы, «костюмваген» или даже «гримваген»). Забор у нас был двусторонний, с одной — одного цвета, с другой — другого. Это целая декорация, которая прошла через всю картину, и, благодаря нашим художникам, в картине он везде разный.

«Звуковая партитура «Прощаться не будем»


— Оставим пока декорации и спецэффекты. Со звуком что в фильме происходит? Как сейчас создаются все звуки в кино?

— Во-первых, есть уже записанные звуковые файлы: тех же автомобилей, мотоциклов, выстрелов. Бывает часто и так, что к определенному эпизоду записывают специальные звуки, где шуршат или гремят. Есть даже студии, где занимаются только шумами. 

Так вот нам предстоит отдельно записанные шумы, голоса и многие другие звуки свести вместе, добавляя музыку, чтобы получилась звуковая партитура «Прощаться не будем».

— Одной из масштабных сцен фильма, вероятно, станет эпизод на Староволжском мосту. Сложно ли было снимать такое большое количеством людей?

— Это очень сложная сцена. В первую очередь она сложна большим количеством массовки — более 200 человек, плюс лошади, легковые машины, грузовики, мотоциклы, телеги. Очень много реквизита, много транспортных средств, много людей. Действительно масштабная сцена. И, наверное, главная ее сложность была в создании нужной атмосферы. Чтобы люди, которые участвовали в съемках, действительно почувствовали и прочувствовали вот этот момент, этот ужас и переживания. Очень много крупных планов, мы видим лица. И если один человек, который идет в толпе вдруг улыбается или достал мобильный телефон, это ломает всю сцену… 


«Премьеру ожидаем осенью»

— Про актеров не могу не спросить: как заинтересовать известных звезд отечественного кино историей, прямо скажем, местного масштаба? В чем секрет?

— Для актеров в первую очередь важен сценарий. И прочитав его, все с большим удовольствием соглашались на съемки. Для них ведь важно, какие герои (картонные они или живые), важна драматургия, да и сама история. Много картин становятся «проходными» в первую очередь из-за сценария. И это наша большая удача, что мы смогли докрутить сценарий до того, чтобы все, кто его читал, увлекались этой, как ты сказал, историей местного масштаба.

— Возможно, самый главный вопрос: когда ожидается премьера, и будет ли премьерный показ в Твери?

— Премьеру ожидаем осенью 2017 года. И в Твери обязательно будет организован премьерный показ. Думаю, что на него приедет кто-то из актеров. А в ближайшее время, кстати, выйдет большой официальный тизер фильма. 

Теги:
Поделиться
Подписаться
Комментарии для сайта Cackle
Читайте также
В киноисторию о советских разведчиках попал реконструктор из Тверской области - новости Афанасий
Культура

В киноисторию о советских разведчиках попал реконструктор из Тверской области

27.07.2021
Хормейстер Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» отметит 35 лет трудовой деятельности  - новости Афанасий
Культура

Хормейстер Тверского областного Дворца культуры «Пролетарка» отметит 35 лет трудовой деятельности

26.07.2021
Под Тверью начали снимать новую криминальную драму - новости Афанасий
Культура

Под Тверью начали снимать новую криминальную драму

23.07.2021
Губернатор Игорь Руденя поручил увеличить размер стипендии имени С.Я. Лемешева  - новости Афанасий
Культура

Губернатор Игорь Руденя поручил увеличить размер стипендии имени С.Я. Лемешева

20.07.2021
Два месяца в Твери будут снимать кино «Звезды» - новости Афанасий
Культура

Два месяца в Твери будут снимать кино «Звезды»

20.07.2021
Дети расписали стену, посвятив рисунки Екатерине Великой и Твери - новости Афанасий
Культура

Дети расписали стену, посвятив рисунки Екатерине Великой и Твери

19.07.2021
Около 13 млн рублей направят на реставрацию торговых рядов в Торжке - новости Афанасий
Культура

Около 13 млн рублей направят на реставрацию торговых рядов в Торжке

19.07.2021
На открытие памятника Андрею Дементьеву в Тверь приехали Лев Лещенко и Ангелина Вовк - новости Афанасий
Культура

На открытие памятника Андрею Дементьеву в Тверь приехали Лев Лещенко и Ангелина Вовк

16.07.2021
Новости партнеров

Рекомендуемое

Россияне начнут получать деньги к школе на следующей неделе - новости Афанасий
Общество

Россияне начнут получать деньги к школе на следующей неделе

28.07.2021
Кураторам в техникумах и колледжах будут доплачивать - новости Афанасий
Наука

Кураторам в техникумах и колледжах будут доплачивать

28.07.2021
Митрополит Амвросий: С Богом нужно разговаривать, можно жаловаться и возмущаться - новости Афанасий
Общество

Митрополит Амвросий: С Богом нужно разговаривать, можно жаловаться и возмущаться

28.07.2021
В Россию придет циклон, затопивший Европу
Погода

В Россию придет циклон, затопивший Европу

27.07.2021
Яндекс.Метрика