В Твери завершились съемки короткометражного фильма «Угол». Для тверского режиссера Александра Аверкиева это первая серьезная работа. Он и актриса Мария Тимохина, исполнившая роль главной героини в фильме, вместе с оператором Дмитрием Сентябревым рассказывают о том, как снять «Угол» за два дня, кто находится в «Углу», и почему фильм об этом стоит смотреть.
С чего все началось?
Александр: Фильм я снимал впервые, до этого были только клипы. Очень боялся. Сейчас тоже боюсь, если честно. Сюжет этого фильма, возник в голове как вспышка, и черновой сценарий был написан в тот же вечер.
«Фильм я снимал впервые, до этого были только клипы. Очень боялся. Сейчас тоже боюсь, если честно»
Мария: Саша предложил поработать вместе с ним в его дебютном режиссерском проекте недели за две до начала съемок. Материал мне показался тяжеловатым, сложно наверченным. Но сразу понравилось то, что у истории хороший конец.
Играть надо было совсем нездоровую женщину, с неблагополучным прошлым, тяжелой личной драмой. Персонаж достаточно насыщенный. Идея обезобразить меня в кадре совершенно не смущала, я спокойно к этому отношусь. Подумала: всего два съемочных дня – а давай. Тем более, что практически вся творческая команда была мне знакома, в том числе оператор Дмитрий Сентябрев. Я немного абстрагировалась от предлагаемых в сценарии обстоятельств и взяла что-то свое. Надеюсь, у нас все получилось.
«Вообще у нас такая атмосфера была, несмотря на серьезность картины, «о, круто, снято!», шутки, приколы»
Александр: Снимали картину только в Твери. Тематика — заключение героини, и потому я решил не выпускать историю за периметр больничного коридора и палаты. Всего было задействовано пять актеров. Главная роль у Марии Тимохиной, играли также актриса областного драмтеатра Людмила Лепехина, актер ТЮЗа Игорь Лебедев и актриса московского театра кукол Ольга Амосова. А еще девочка у нас была Лена Бутина — дочка знакомой. Я был поражен тем, насколько ребенок, не занимаясь нигде, может быть открытым перед камерой.
Я впервые работал с профессиональными актерами. Когда у нас были трогательные, длинные сцены, мы снимали их с одного кадра. И Маше приходилось полностью погружаться в роль. Было интересно наблюдать, как артистка, только что рыдавшая, с полностью «уничтоженным» выражением лица, после слов «стоп-снято», начинает улыбаться. Вообще у нас такая атмосфера была, несмотря на серьезность картины, «о, круто, снято!», шутки, приколы. Можно сказать, я наблюдал спектакль.
Можно ли снять серьезное кино за два дня?
Александр: Сейчас на многих фестивалях кино делают за три дня вместе со сценарием. Ребята приезжают, им дают темы и они снимают. Это не совсем, конечно, обычное дело, но реальное. Мы снимали в больнице. Нас очень хорошо выручили — дали практически весь второй этаж. Правда, ограничили время. В итоге, плотно поработав, мы сняли даже пару сцен, которые получились длиннее, чем я рассчитывал. Можно сказать, что за два дня мы сделали 20-минутный фильм.
«Можно сказать, что за 2 дня мы сделали 20-ти минутный фильм»
Дмитрий: Вообще было интересно работать над картиной. Получился хороший короткий метр. Я, еще когда читал сценарий, понял, что это действительно качественная работа с глубоким смыслом. История, которая перекликается даже с моим личным опытом.
Мария: Дима Сентябрев о себе такого не скажет, но я скажу: он отлично снимает, совершенно не попсово, у него хорошее чувство кадра. Это очень интересно смотреть. И я хвалю начинающего режиссера Аверкиева за открытость, за адекватность и готовность к росту, к рождению чего-то достойного. Съемки «Угла» шли в хорошем, дисциплинированном режиме.
Александр: Я, кстати, сценариста во время съемок уволил. Правда, сценарист тоже я.
Почему зрители должны смотреть «Угол»?
Александр: Я все боялся вопроса «А расскажите, о чем ваш фильм». Сюжет не раскрываю особо, потому что это короткометражка, если какие-то кадры показать, то, сами понимаете, может быть, уже не особо интересно. А хочется, чтобы картину все-таки посмотрели. Скажу только, что название фильма — «Угол» — говорящее. Кино о том, как человека загоняют в угол, и у него ничего не остается. Последние надежды начинают таять на глазах. Это чувство знакомо многим. Людям от 17 до 40 — точно.
«Я уверена, что в фильме для себя каждый что-то найдет. Картина непростая, но с хорошим финалом»
Мария: Мне кажется, что возрастная категория фильма шире, потому что действующим лицам (их всего пять) — от 10 до 60 лет. И угол существует для каждого из них, не только для главной героини. А еще в картине есть свой ангел — медсестра. Вот она, наверное, единственная, кто не находится в углу. Но помогает из него выбраться.
Сюжет у фильма «не отдыхательный». Конечно, будет категория людей, которые скажут: «Ой, нам не надо это смотреть, и так проблем в жизни хватает, все не про нас, мы живем хорошо. Как мыслишь — так и живешь». Наверное, мы не ставим задачу понравиться и угодить всем. Но я совершенно точно знаю, что большинство людей, рано или поздно, в разном возрасте, оказываются в ситуации, как в картине – загнанными в угол. Проходя через это, человек становится, возможно, на новую ступеньку, и в этом иногда есть что-то хорошее, полезное. Какой-то опыт, который можно извлечь. Упал – колено содрано, лоб содран, а встаешь ты каким уже? Другим человеком. Вот в этом сила угла.