Текст: Юрий Кулагин
На этой неделе киноманов Твери и Тверской области ждут две важные премьеры. Во-первых, это биографический фильм с Уиллемом Дефо о последних годах жизни Винсента Ван Гога — красивое, вдумчивое кино, которое не стесняется томить зрителя странными кадрами и долгими историями, лишь бы показать мятущуюся душу художника. Во-вторых, не стоит упускать и новый фильм Юрия Быкова «Завод», хотя к этой картине уже есть претензии — отчасти фирменный социальный комментарий уступил место боевику. Также в прокат вышла комедия про обрусевшего китайца, неудачный хоррор про смертоносный квест, отличный кубический мультфильм с человечками из конструктора, ну и очередный фильм, в котором Лиам Нисон кому-то мстит.
Ван Гог. На пороге вечности (At Eternity's Gate)
Драма, биографический. 16+. Режиссер – Джулиан Шнабель
Средняя оценка критиков – 78%, оценка IMDB – 7.0
Что это? История последних двух лет жизни великого художника, который намного опередил свое время. В красочных предместьях Парижа, в абсентовом угаре и под ветром, перебирающим пшеничные колосья, разворачивается внутренняя драма одного мастера, который когда-то с трудом сводил концы с концами, а сейчас почитается как один из величайших художников в мире. В сценарии и режессуре Шнабеля, воплощенный талантом Дефо перед зрителем раскрывается очень естественный и живой Винсент Ван Гог — не факт, что настоящий, но чертовски убедительный.
Почему смотреть? Ценителям живописи (и Ван Гога, и вообще), а также поклонникам Уиллема Дефо смотреть «На пороге вечности» — обязательно. Остальным — тоже очень желательно, ведь настолько увлекательные и красивые биографии появляются на экранах кинотеатров не часто. Создателям, с помощью грамотной операторской работы (и мощной цветокоррекции) удалось добавить на кинопленку те цветами, которыми при жизни творил художник. Этим можно восхищаться, этим можно любоваться, но еще в этом можно увидеть отражение того, как видел мир беспокойный разум Ван Гога. Эти же переживания бесподобно воплощает на экране Уиллем Дефо — даже когда персонаж молчит и, казалось бы, ничего не делает, по одной его позе и мимике можно понять, что творится у него на душе. История последних лет жизни художника написана изящно, забрасывая сюжет то в идиллические поля, то в беспокойные кошмары наяву.
Почему не смотреть? Нахваливать актерскую игру Уиллема Дефо в роли великого художника можно (и нужно!) бесконечно, но все-таки по артисту видно, что ему уже 63. И это слегка выбивается из образа Ван Гога, ведь мастер умер в 37 лет.
Завод
Триллер, драма. 16+. Режиссер – Юрий Быков
Средняя оценка критиков – 73%, оценка IMDB – 7.4
Что это? Новый фильм правдоруба-идеалиста Юрия Быкова, который в этот раз решил себе слегка изменить и снять более массовый фильм, чем обычно. Сюжет рассказывает о большом, но не очень прибыльном российском заводе и о рабочих на нем. Мужики делают работу хорошо, иногда грызутся, ругают начальство и задерживающуюся зарплату — до тех пор, пока местный олигарх не решает закрыть завод. За что его, собственно, рабочие и похищают, чтобы потребовать у помощника бизнесмена солидный выкуп.
Почему смотреть? Потому что Быков снимает не настолько часто, чтобы его фильмы игнорировать. Новая формула не всем придется по вкусу, но режиссер экспериментирует с тем, как и о чем снимать, а потому фильм, как минимум, выглядит свежо. Выглядит он еще и очень красиво — насколько это возможно в декорациях грязи и дождя. Операторская работа и режиссура «Завода» запомнятся надолго, но антураж, конечно, на любителя. Атмосфера в фильме выдержана отлично — тяжелая, угнетающая, безнадежная. Редкие проблески надежды в таком сюжете выглядят как издевательство над зрителем — обнадежить, чтобы потом еще сильнее втоптать в грязь. Финал же порадует всех — и тех, кто ждал хэппи-енда, и тех, кто готовился к ситуации из разряда «все умрут». Концовку не портят даже излишне простые метафоры и, местами, предсказуемость — большинство современных отечественных режиссеров и этого-то не умеют.
Почему не смотреть? Режиссер решил добавить в свое новое творение много экшен-сцен, перестрелок и драк — возможно, чтобы угодить массовому потребителю. В результате «Завод» совершенно не ощущается целостным: вот в одной сцене герои много разговаривают, камера выдает затяжные планы — да, это типичный фильм Быкова; а вот уже в другой все взрывается, мельтешит и орет — и это ощущается как типичный низкобюджетный боевик из девяностых. Не помогает ситуации и то, что режиссер высказывается на свою любимую социальную тему гораздо осторожнее, чем раньше, и не рвется критиковать общественность.
Как я стал русским
Комедия. 16+. Режиссеры – Акаки Сахелашвили, Ся Хао
Средняя оценка критиков – 55%, оценка зрителей – 6.8
Что это? Российско-китайская комедия, будто выросшая из шутки «Мне этот китайский брак не нужен», показанной в трейлере (на самом деле — выросшая из сериала 2015 года от СТС). Сюжет крутится вокруг китайского парня Пена (Дун Чан), который приезжает в Москву к своей невесте Ире (Елизавета Кононова). Правда, вместо свадьбы и счастливой жизни в России Пена ждет отец возлюбленной — жесткий и неприятный олигарх Анатолий (Виталий Хаев).
Почему смотреть? Дун Чан, восходящая звезда китайского кино, прекрасно смотрится в роли Пена. Как, на самом деле, и другие актеры — и Кононова, и Хаев, и второстепенные персонажи выглядят в своих образах очень убедительно. Хочется еще отметить, что в фильме есть действительно хорошие, не пошлые шутки — редкость для современных российских комедий.
Почему не смотреть? Все-таки это очень избитая тема — книг, фильмов и пьес про семью, которая не принимает потенциального жениха и всячески пытается его изжить, в мире есть несчетное количество. И «Как я стал русским» ничего нового в этот формат не приносит. То, что Пен — китаец, используется лишь как предлог для конфликта, какого-то развития эта тема не получает. Пресловутая «русская душа», по мнению сценаристов фильма, сводится к сугробам, водке и танку на лужайке. Сам конфликт в комедии разворачивается из-за деспотичного отца, но его мотивы и методы вызывают вопросы. Иногда кажется, что он гоняет бедного китайца по лесам сугубо по своей прихоти.
Клаустрофобы (Escape Room)
Триллер, боевик. 16+. Режиссер – Адам Робител
Средняя оценка критиков – 48%, оценка IMDB – 6.4
Что это? Более-менее удачное использование популярных нынче квестов — головоломок в реальности, самым популярным форматом которых остается «запереть народ в комнате и предложить им найти выход за час». Так же запирают и героев фильма — серия комнат, головоломки, группа людей, которые позарились на приз в миллион долларов. Но, как говорится, есть пара нюансов — приглашения героям прислали лично, организаторы знают все про их жизни, а наказание за нерешенную загадку — смерть.
Почему смотреть? Тут есть, например, действительно интересные загадки. Головоломки достаточно умны, герои достаточно хитры — и за их вечной борьбой интересно наблюдать. В основном сюжете, который рассказывает, почему этих людей вообще собрали в одном помещении, есть своя интрига. А еще фильм симпатично выглядит — во многом благодаря тому, что героев часто бросает из помещения в помещение, и все комнаты выглядят очень по-разному.
Почему не смотреть? Как фильм ужасов «Клаустрофобы» не удались. Настолько, что в те моменты, когда смертоносные загадки отступают на второй план, выпуская на сцену хоррор, фильм становится невыносимо скучным. Сюжет разгоняется слишком поздно — когда дело, наконец, доходит до значимых откровений, часть зрителей уже может уснуть от того, как старательно их пугают.
Лего Фильм-2 (The Lego Movie 2: The Second Part)
Приключения, семейный. 6+. Режиссеры – Майк Митчелл, Триша Гам
Средняя оценка критиков – 65%, оценка IMDB – 7.5
Что это? Продолжение нашествия пластиковых кубических человечков на кинотеатры. После неровного, но обаятельного «Лего Фильма» и чудесной пародии «Лего Бэтмен» создатели франшизы смогли, вроде бы, найти идеальный баланс. Сюжет у этого фильма вроде бы есть (жизнь в игрушечной вселенной налаживается, но напали инопланетяне, поэтому героям надо лететь в космос, бла-бла-бла), но, как и у предыдущих полнометражек, главное здесь — отсылки.
Почему смотреть? Как приключенческий мультфильм для всей семьи «Лего Фильм-2» работает безупречно. Детям понравятся приключения героев, которые не забывают шутить даже в самых безнадежных ситуациях, а взрослые оценят множество пародий и отсылок на реальные фильмы и события. При этом сами персонажи не сведены до роли простых шутников, единственная цель которых — рассмешить зрителя. Напротив, они эволюционируют, их характеры развиваются, и за этим интересно наблюдать. Простая, но полезная мораль здесь тоже есть — конечно, если вы сможете ее воспринять через призму игрушечных человечков.
Почему не смотреть? К сожалению, большая часть шуток и событий, скорее всего, не запомнятся зрителю — все-таки после уже трех фильмов во вселенной создатели изредка уходят в самоповтор. А вот что запомнится — так это фиременная песня фильма, которая заедает очень надолго.
Снегоуборщик (Cold Pursuit)
Боевик, триллер. 18+. Режиссер – Ханс Петтер Муланд
Средняя оценка критиков – 59%, оценка IMDB – 6.9
Что это? Обладатель самого смехотворного русского слогана последних лет — («Он убирает снег… И наркодилеров»), а заодно очередная роль Лиама Нисона из разряда «стареющий мужик идет убивать тех, кто обидел его семью». Главный герой «Снегоуборщика», Нильс Коксман — почетный житель небольшого городка на севере американских Скалистых гор. Каждый его день проходил за рулем снегоуборочной машины, пока от рук наркоторговцев не умирает его единственный сын. Ну а Лиам Нисон не был бы Лиамом Нисоном, если бы не отправился мстить за ребенка — причем мстить самыми разнообразными подручными способами (кровавыми, как правило).
Почему смотреть? Любителям необычных и неожиданных смертей фильм точно понравится. Жестокость на экране воспевается и смакуется, чему сильно способствует тот факт, что герой Нисона — не солдат или спецназовец. Напротив, он обычный человек, а потому подходит к своей мести… Творчески. К тому же, иногда алое месиво на белом снегу разбавляется черным юмором, который отлично вписывается в концепцию фильма.
Почему не смотреть? Во второй половине фильм сильно отрывается от реальности — уже непонятно, кому мстит снегоуборщик Нильс и за что. Лиам Нисон играет настолько привычную для себя роль, что выглядит ну уж слишком измученным.
***
У тех, кто не успел на прошлой неделе сходить на «Фаворитку» и «Мирай из будущего», еще есть шанс это сделать. И я настоятельно рекомендую спешить в кино, ведь первая — это невероятно красивая историческая драма, сталкивающая необычных персонажей в декорациях Англии XVII века и доводящая зрителей то до бурного смеха, то до легкого шока — поочередно, регулярно. «Мирай», в свою очередь, рассказывает зрителю историю одной семьи, в которой брат не взлюбил только что родившуюся сестру — но рассказывает настолько красиво и красочно, смешивает реальность и детские представления о мире настолько изящно, что не оставит равнодушным никого. На аниме можно смело идти всей семьей, взяв заодно бабушек и дедушек, ведь любое поколение найдет, о чем призадуматься во время просмотра.
Еще в прокате осталась шедевральная комедия «Зеленая книга», в которой темнокожий пианист-виртуоз и его простой как две капли воды итальянский водитель катаются по диковатым южным регионам США в эпоху бурных шестидесятых — этот фильм тоже не стоит пропускать. Поклонникам творчества М. Найта Шьямалана определенно понравится деконструирование супергеройского жанра «Стекло» — но сразу предупреждаем, режиссер все опять настолько запутал, что без просмотра «Неуязвимого» и «Сплита» на завершающую часть трилогии идти не стоит. Также никуда не делась придурковатая французская комедия о багдадском воре «Новые приключения Аладдина», русский фильм ужасов о природе кошмаров «Рассвет», комедия о непростых семьях и трудностях усыновления «Семья по-быстрому», а также слегка отдающая плагиатом историческая зарисовка времен блокады Ленинграда «Спасти Ленинград». Ну а свои прокатные дни доживает поверхностный блокбастер про Великую Отечественную «Т-34» бессмысленно пошлое творение «Бабушка легкого поведения 2. Престарелые мстители». На выходных в «Синема Стар» вернется сборник «МУЛЬТ в кино» с 90-ым выпуском «Будь здоров!».