Текст: Александр Харченко
«Его Величество Вальс» - так назвали свою программу лауреаты международных конкурсов пианисты Ирина Силиванова и Максим Пурыжинский, с которой выступят в Тверской академической филармонии 1 февраля.
В исполнении известных музыкантов прозвучат вальсы Штрауса, Чайковского, Шуберта, Прокофьева, Брамса, Регера и Равеля.
Напомню, что родиной вальса считается Германия XVII века. Но впервые этот танец стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы он распространился во многих странах.
Как тут не вспомнить дворянские балы в России. Фраки и мундиры. Золото и серебро эполет, аксельбантов, орденов. Пышные платья. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Поскольку тон задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. Открывался бал полонезом. Вторым был вальс. Пьянящий близостью партнерши. Интриги. Записка с любовным признанием незаметно переданная в руку прекрасной дамы. Вальс - романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы». О вальсе Пушкин писал Одоевскому: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой».
А теперь несколько слов о пианистах, которые в первый февральский вечер выйдут на сцену областной филармонии. Концертные выступления дуэта состоялись во многих городах России, в Европе, Азии и Америке. Дискография ансамбля показывает необыкновенное разнообразие жанров, которыми они владеют, и включает музыку Рахманинова, Моцарта, Шуберта, Мендельсона, Грига, И. Штрауса, Бородина, Дебюсcи, Равеля и Брамса.
Играть вместе Силиванова и Пурыжинский стали еще будучи студентами Московской консерватории (класс профессора, заслуженной артистки России Е. Рихтер). После завоевания 3-й премии на II-м Всероссийском конкурсе камерных ансамблей имени С.И. Танеева в Калуге (1999 г.) они начали концертную деятельность. В том же году поступили в класс камерного ансамбля профессора, народного артиста России А. Бондурянского, с именем которого неразрывно связаны все дальнейшие успехи дуэта.
Одним из произведений, оказавшим огромное влияние на художественное становление Ирины и Максима стало последнее сочинение великого русского композитора Сергея Рахманинова «Симфонические танцы» в авторском переложении для двух фортепиано. Это сочинение предопределило направление развития дуэта: постоянное обращение к симфоническому жанру, тяготение к крупным формам, яркое проявление дирижерского начала, передача оркестровых красок и звучаний. Немалое место в репертуаре занимают переложения Пурыжинским популярных оркестровых сочинений.