25.01.2012

НЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ МЕНЯ

Вадим Лебедев
«Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом – новые вырастут»

Фраза, приписываемая В. Полевановым А. Чубайсу

В структуре моей личности преобладают рациональные мотивы. Однако доля нерационального тоже весьма велика. Я многого не понимаю, в том числе и того, что для каких-то других людей является естественным и понятным.

Например, многим  свойственно смешивать в одну кучу эмоции и факты. Для таких людей достоверность сказанного сильно зависит от личности говорящего. Образно говоря, выражение 2х2=4 является тождеством независимо о того, кто это говорит: хоть мой друг, хоть неприятный мне человек, хоть дикарь с островов Туамоту. Нерациональная часть меня полагает безумцами тех, для кого это не так. Но рациональная часть меня напоминает, что ежедневно вокруг ходят десятки людей, для которых дважды два что угодно, но только не четыре лишь потому, что так считает Путин.

Нерациональная часть меня предписывает мне восхищаться Конституцией Российской Федерации. Действительно, она вобрала в себя передовой мировой опыт, она отлично структурирована, написана простым и ясным языком, весьма совершенна с юридико-технической точки зрения. Как Основной Закон страны она почти не имеет недостатков, кроме одного – она не работает так, как должна работать. И этот недостаток сводит на нет все её достоинства. Разум мне подсказывает, что она не заработает никогда – она написана для общества, бОльшую часть которого составляют образованные люди с демократическими и либеральными ценностями, способные к самоуправлению. Как вы думаете, сколько таких людей в России?
Моё рацио говорит, что в нашем патерналистском и недоговороспособном обществе работать будет лишь лично-персонифицированная система власти. Те, кто считает иначе, пусть попробуют достичь консенсуса хотя бы в отношении парковки машин во дворе собственного дома или по поводу соблюдения чистоты в подъезде и местах сбора мусора – сразу станет ясной степень личной ответственности людей за микросреду своего обитания.

Личностная разница индивидов также может быть хорошо проиллюстрирована следующим примером. Все мы в школе заучивали наизусть стихотворения и отрывки из поэм, рассказывали их у доски и получали оценки. Кому это было надо? Нам, чтобы получить отличную оценку и учительнице – чтобы эту оценку поставить. Однако я часто встречаю в интернете (в жизни, слава Богу, лишен этого) ситуации, когда люди выражают свои мысли или свои эмоции чьими-то стихами. Либо просто выкладывают то или иное стихотворение в блоге или твиттере с непонятной лично мне целью.
Действительно, я искренне не понимаю: зачем взрослый дееспособный вменяемый человек совершает насилие над своим разумом, запоминая чьи-то чужие рифмованные слова, когда ему за это даже оценку в журнал не поставят? Какова польза от стихов? У него что, собственный словарный запас беден? Рациональная часть меня бунтует, и требует наклеить на этих людей ярлык сумасшедшего. Но нерациональная часть меня подсказывает, что, наверное, для таких людей стихи являются некой самоценностью и они просто не мыслят себе иного, как бы ни было трудно моему разуму принять это.

Также я не понимаю и никогда не пойму людей покупающих и наклеивающих на свои машины шильдики «Нивочка» или «Мишаня». Но они покупают и наклеивают. Это стандартные русские мужчины с немудрёными жизненными принципами вроде «Россия для русских», «место бабы на кухне» и «мочить в сортире». Они, как правило, крепкие хозяева по жизни, их машина – хоть УАЗ, хоть Лексус – всегда в хорошем техническом состоянии, а в салоне обязательно имеется компакт-диск Стаса Михайлова или Михаила Круга. Их жены с азартным удовольствием смотрят «Большую стирку» и Елену Малышеву.
Нерациональная часть меня говорит, что на дворе второе десятилетие XXI века и постиндустриальное информационное общество. Но я понимаю, что эти люди такие же граждане России, как и все остальные. У них аналогичные жизненные потребности. Им тоже необходимо своё представительство в Госдуме. Их кандидаты хорошо умеют говорить на одном с ними языке, хотя, на мой взгляд, полностью понимать их может лишь психиатр или председатель колхоза. И они с неизменным постоянством голосуют за «братьев по разуму», которые потом с кондовым чувством собственного достоинства вносят в зал заседаний своё фундаментальное пузо с аккуратно лежащим на нём галстуком.  

Очевидно, что абсолютно искренними являются побуждения московского митингующего «сахарного болота» - люди хотят, чтобы власть их уважала и не фальсифицировала их голоса на выборах столь откровенно. Они, правда, не совсем представляют, что же именно для этого нужно, но их чувство собственного достоинства (иногда своими размерами в разы превышающее совесть) диктует им необходимость протестного поведения. Они в своих требованиях исходят из условий своей жизни и неважно, что их познания об остальной России исчерпывающе характеризуются фразой «А в Башкирию виза нужна?».
Нерациональная часть меня говорит, что эти люди должны быть правы априори, лишь потому, что они умнее и образованнее бОльшей части населения России. Но рацио напоминает, что около ста миллионов россиян взирают на все эти болотные экзерсисы с недоумением. Вина ли этих недоумевающих в том, что они до сих пор застряли на первых трёх этажах пирамиды Маслоу? И для них что пирамида Маслоу, что пирамида Хеопса – всё едино? Нет, не вина, скорее беда. И если говорить о демократии, то именно меньшинство должно следовать мнению большинства, а не наоборот. Так должно быть, как бы это ни было неприятно меньшинству и мне лично.

И в этом, на мой взгляд, заключается основная сложность жизни – для того, чтобы она была комфортной для всех, каждый должен делать или терпеть что-то, неприятное ему лично. Рацио предписывает мне иногда делать то, что не хочется: подметать в подъезде, нести мешок картошки старушке с пятого этажа – мне нужна чистота и добрые соседи. Нерациональная же часть меня отвечает, помимо всего прочего, за сочувствие и сострадание, то есть за то, что априори противоречит рациональности. За милосердие к людям, за осознание того, что никакие финансовые успехи таковыми не являются без улучшения морального самочувствия тех, кто их достиг.

Разумный баланс двух рассмотренных противоположностей даёт максимальный, но недостижимый в повседневной реальности эффект. Недостижим же он потому, что каждую минуту, каждый час и каждый день праздник только на одной улице – рациональной или нерациональной. Мы или мыслим трезво, или поддаемся эмоциям. Рассуждаем прагматически или подчиняемся чувству долга. В моём конкретном случае нерациональная часть меня основное время спит. Но пусть она не расстраивается, на её улице тоже иногда бывает праздник. Кстати, ближайший – 4 марта 2012 года.

Мнениe автора может не совпадать с мнением редакции.
  • 0
При выполнении скрипта возникла ошибка. Включить расширенный вывод ошибок можно в файле настроек .settings.php