Общество

Много шума. Из чего?

24.11.2011 13:24:49


Двери тонстудии «Мосфильма» открываются далеко не для всех. Однако корреспонденту нашего еженедельника удалось не только проникнуть на эту кухню, но и узнать рецепт приготовления самых необычных звуковых «коктейлей»

Двери тонстудии «Мосфильма» открываются далеко не для всех. Однако корреспонденту нашего еженедельника удалось не только проникнуть на эту кухню, но и узнать рецепт приготовления самых необычных звуковых «коктейлей»


Герой темы

Я — белокочанная капуста. «Ха!» — скажете вы. — «Ну и что?» Подумаешь, 20 рублей в овощной лавке. Начинка для пирожков. Или закваска для огромных бочек. Ну или так — к рюмочке подать. Хотя, как говорил герой фильма «Ширли-мырли»: «Капусточка, мама, это, конечно, хорошо, но в доме надо держать и мясные закуски». Но это все не про меня, ведь я звезда! Точнее, кинозвезда, а это, как вы понимаете, не какая-нибудь фигня на постном масле. Я очень дорогая и востребованная — не сижу годами и не жду, пока мне позвонят режиссеры и предложат какую-нибудь роль четвертого плана.

А все потому, что все эти неудачницы-актрисы не могут себе позволить плохую мину при хорошей игре. А я могу! Поэтому все последние десять лет меня бьют, режут, бросают о бетонный пол. Все эти жуткие сцены, где герои только и делают, что пересчитывают друг другу зубы, и есть мое актерское амплуа. Такое вот кино. Другого у нас почти не снимают. Но испортить мину — это еще не самое страшное. Сколько раз мне приходилось ложиться на плаху и отдавать единственное, что у меня есть, — голову на отсечение. И ничего не поделаешь — это моя работа. А работаю я в шумовой лаборатории крупнейшего киноконцерна «Мосфильм». Фильмы озвучиваю. Вернее, их озвучивают специально обученные люди, но непременно с моей помощью. К счастью, в последнее время фильмов с мордобоем стало меньше — режиссеры начали обращаться к более тонким материям, поэтому я изредка могу позволить себе отдохнуть. Но сегодня в нашу «святая святых», куда никого чужих, а тем более репортеров, не пускают, прорвался какой-то журналист из Твери. А значит, мне опять придется подставлять лицо.


К «Мосфильму» я подошел с двумя увесистыми кочанами капусты. Это был мой главный пропуск на территорию отечественного Голливуда. Поводов посетить крупнейшую киностудию страны у меня было более чем достаточно. Здесь и средневековые крепости — декорации, доподлинно воссоздающие колорит эпохи, и уникальная коллекция автомобилей начала XX века, снявшихся более чем в сотне фильмов. Да и от возможности познакомиться с кем-нибудь из знаменитых актеров вряд ли можно отказаться. Но я отказался. В пользу тонстудии. Той самой, где пишутся всевозможные звуки к фильмам.

Собственно, туда-то я и направился. Об этой кропотливой работе мало кто знает, ведь на экране ее не видно. Вот, к примеру, герой принимает ванну, выпивает чашечку кофе, и мы слышим всякие бульканья и звон чашки о блюдце. Сделать эти звуки — задача звукооформителей или шумовиков, как их часто называют в кулуарах сами киношники. На «Мосфильме» — несколько групп таких «шумных» специалистов, и работают они посменно в двух зданиях студии звукового оформления, расположенных на дальнем дворе этого микрогосударства, где творится самое важнейшее из искусств.

На пороге студии меня встретили два звукооформителя — Алла Мейчик и ее сын Тимофей Вольский.

Алла Мейчик работает на студии 56 лет. Она озвучивала фильмы Тарковского, Туманишвили, Михалкова, Говорухина, Чухрая, Дружининой и многих других. Перечислять всех не хватит и десяти репортажей. Алла Марковна — специалист экстра-класса, их в России единицы. Что, впрочем, вполне объяснимо, ведь этой профессии нигде не учат. Процесс обучения проходит из рук в руки, и чтобы постичь мастерство изготовления звуковых «коктейлей», требуется как минимум 10 лет ежедневных мастер-классов.

Возможно, поэтому секреты этого ремесла часто становятся семейным делом, все тонкости и хитрости которого передаются из поколения в поколение. Алла Марковна тоже из семьи потомственных шумовиков.

Ее дед — Иван Юхов, сын московского купца, еще в 1900 году основал домашний хор, который быстро стал популярным. Вся улица Полянка собиралась под окнами дома, где репетировал хор, чтобы послушать их пение. В 1919 году на основе хора Юхова был создан первый государственный хор, который в 1925 году стал носить имя Михаила Глинки. Теперь это Государственная академическая хоровая капелла им. А.А. Юрлова. А в 30-х годах с появлением звукового кино хористы пришли работать на знаменитую кинофабрику «Межрабпом-Русь». В общей сложности они озвучили около 70 фильмов, в том числе и таких как «Цирк», «Веселые ребята», «Гармонь», «Волга-Волга». А потом на киностудию пришел Владимир Попов, артист МХАТа, который, по рассказам родителей Аллы Марковны, был просто помешан на шумах, вплоть до того, что если, к примеру, падала ложка, он просил всех немедленно замолчать — дать послушать, как она звенит. В 30-е годы Попов основал первую шумовую бригаду, в которой работала и мама Аллы Марковны, оставаясь при этом хормейстером и аккомпаниатором хора. Наша героиня выросла среди звуков, поэтому вопрос о выборе профессии перед ней не стоял. В возрасте 18 лет она пришла на должность ассистента звукооформителя третьей категории на «Мосфильм», уже имея за плечами 3 года работы в театре по той же специальности. Теперь династию продолжает ее сын Тимофей. Между прочим, выпускник философского факультета РГГУ. Работают они, как правило, вдвоем и знают тысячи способов создания всевозможных шумов и шорохов.

Шумелки, пыхтелки, трещалки

Мы вместе проходим в звуковую студию №8 — ту самую, где обычно придумывают и имитируют наши герои. Студия разделена на две части: в одной стоит диван и звукорежиссерский пульт с многочисленными кнопками и рычагами, в другой — огромный экран во всю стену. На него во время звукозаписи проецируется кино, и звукооформители синхронно с изображением воссоздают скрип дверей, завывание ветра, звяканье ложек, цокот копыт, шаги человека и прочие звуки.

Владения шумовиков больше напоминают склад строительного хлама. Чего здесь только нет: старые дверные замки, ботинки, тряпки, лампочки, глиняные кувшины, битое стекло и т.д.

— Как вы думаете, что это? — спрашивает Алла Марковна, показывая на стол, заставленный различными банками-склянками и бутылками всевозможных форм и цветов. Я молчу, не решаясь предположить, для чего служит эта, на первый взгляд, ничем не примечательная, по сути, стеклотара. — На самом деле все это — музыкальные инструменты, каждый из которых очень многозначен.

Алла Марковна берет две бутылки из-под шампанского и аккуратно ударяет их друг об друга. В студии раздается звук, похожий на металлическое позвякивание.

— Вы, наверное, не помните, но был такой фильм — «Борец и клоун» про борца Ивана Поддубного и клоуна Анатолия Дурова. Так вот, на протяжении всего фильма Поддубный (борец) таскает гири. Но мы же не можем гири поднимать! Тут и пригодились бутылки. Как звучат! Согласитесь, один в один!»

Самый крупный реквизит — деревянный короб, похожий на детские качели. Внутри — обычный горох, и когда короб наклоняют, в студии раздается настоящий шум прибоя. Пол в помещении поделен на квадраты всевозможных фактур: брусчатка («Красная площадь»), паркет, песок, гравий, щебень, мрамор, доски, палуба, крыша. По этим полам исходило не одно поколение киногероев: по лесу и пустыне, старинным замкам и скрипучим половицам хрущевских пятиэтажек. Кстати, при постройке зала половицы никогда не делают скрипучими, ведь не в каждой же избе половицы скрипят. А если это необходимо, используется специальный прибор, который так и называется — «скрип».

Отдельного внимания заслуживает шкаф, забитый самой разной обувью, причем подобрана она так, что можно повторить любой шаг — от шарканья хромого пирата в ботфортах до цоканья женских каблуков.

Перечислять все предметы реквизита не имеет никакого смысла — их в студии десятки тысяч, и у каждого — множество назначений. К примеру, застежка-липучка может быть не только треском застежки, но и бикфордовым шнуром. В этом фокус профессии. Многие из этих предметов звукооформители находят случайно: в лавочках старьевщиков, на блошиных рынках и даже на свалках. Настоящий звукооформитель не может пройти мимо вещи, которая может издать интересный звук. Так, к примеру, однажды в студии появился старинный медный чайник, приобретенный за 150 долларов в одном из антикварных магазинов столицы.

Вот Алла Марковна показывает на странный предмет, напоминающий дверную петлю, только в несколько раз больше:

— Это петля от ворот, — рассказывает она. — Именно она звучала в последней новелле фильма Тарковского «Андрей Рублев» — «Колокол». Там по сюжету мальчик Бориска сказал, что сумеет отлить колокол для звонницы храма. От того, зазвучит ли этот колокол, зависит жизнь мальчика. Действие происходит в разрушенном Суздале. И вот наступает момент истины: колокол подняли на временную звонницу, его язык, раскачиваясь, задевает стены инструмента — и над землей летит его прекрасный голос… Раскачивание языка — самый драматичный момент фильма, и эту «партию» отлично «исполнила» как раз петля от ворот, добытая на складе моей тетушкой, тоже звукооформителем. А «запела» она благодаря тому, что мы положили ее на металлический разделочный стол из столовой. В общем, ахматовское «когда б вы знали из какого сора» можно применить и к нашему ремеслу.

Казалось бы, зачем нужен весь этот хлам в наш век тотальной компьютеризации всего и вся. Оказывается, еще как нужен.

— Ведь не объяснишь компьютеру, чем различаются шаги пьяного и, к примеру, влюбленного, который бежит вприпрыжку на свидание? Или как изобразить вот это — «тихий Ангел пролетел»? — спрашивает Алла Марковна.

Именно с такой просьбой к ней однажды обратилась одна из режиссеров. И ангел пролетел именно так, как просили.

— Чтобы изобразить этот полет, его надо ощутить, — говорит наша героиня. — На это ни один компьютер не способен.

Станцевать за таракана

Наличие творческой фантазии, как меня уверили потомственные шумовики, всего лишь половина дела. Ключ к профессии — не только прекрасный слух, но и послушное тело, ведь «шуметь» нужно так, чтобы твои действия совпадали с действием на экране, то есть работать синхронно с изображением.

— Это как для балерины две ноги, — поясняет Алла Марковна, десять лет усиленно занимавшаяся хореографией. — Необходимо не только идеально имитировать звуки, но и успевать за персонажем, причем любым. Если на экране кошка, то надо попасть во все четыре лапки. Хотя кошка это еще куда ни шло — однажды наши герои имитировали… танец тараканов! И ничего, говорят, получилось. Правда, чтобы добиться идеального попадания каждой тараканьей лапки, пришлось несколько часов шуршать по столу ногтями и палочками (действие происходит за игорным столом).

— Давайте, чтобы было понятно, я покажу, — говорит Тимофей и удаляется из студии. Через пару минут он появляется, идет через весь зал тяжелой поступью, и я вдруг слышу хруст снега. На мгновение кажется, что весь секрет — в его обуви, как будто что-то приклеено к подошвам. На самом деле ничего подобного. Тимофей протягивает мне мешочек и говорит: «Потрогайте!» А в мешке всего-навсего крахмал. Пока Тимофей шел, его руки были за спиной, поэтому я просто не видел источника звука.

— Но это так — один из примеров, — уточняет Тимофей, — а вообще мы, имитируя звуки, каждый раз изобретаем велосипед. Могу показать, как можно изобразить скрип корабельных снастей. Вы когда-нибудь слышали подобное?

— Нет, — только и успеваю ответить я, в то время как Тимофей ставит на стол два ветхих стула вверх ногами: один перед собой, а другой — перед Аллой Марковной. После чего они по очереди начинают тянуть за ножки своих стульев. На секунду мне даже представилось, что мы действительно плывем по морю на какой-нибудь шхуне.

Иногда звукооформителям приходится «топтать снег» или «плыть» воображаемым морем по нескольку часов. А все потому, что сегодня звук ко многим фильмам пишется по технологии Dolby, позволяющей сделать его объемным и создать пресловутый «эффект присутствия». Сначала пишутся разного рода мелочи: посуда, драки, удары, все то, что связано с движениями человека (и не только человека), затем — шаги каждого персонажа в отдельности. Так, если в кадре их семь, то и звуковых дорожек столько же. В среднем, чтобы озвучить 10 минут фильма, шумовикам требуется целая рабочая смена (7 часов), а то и больше — все зависит от сложности картины.

Учитывая, что звукооформители каждый раз проделывают фактически ювелирную работу, невольно напрашивается вопрос: сколько стоит звук к фильму?

— Это коммерческая тайна, — отвечает Тимофей, — но, безусловно, дорого. На Западе многие киностудии даже не имеют возможности содержать шумовые лаборатории, поэтому к нам иногда привозят для звукового оформления картины совместного с другими странами производства. А в советское время мы озвучили очень много фильмов из Армении, Молдавии, Эстонии и других союзных республик. 

 Экшн — он и в зале экшн. Самая тяжелая и самая неприятная часть работы (если только это не комедия). Ну кому охота смотреть, как люди дерутся, падают, разбивая себе все что можно?! И вот Тимофей берет кочан и, присев, бросает его оземь. «Бабах!» — и физиономия разбита вдребезги. При помощи капусты наши герои озвучили несколько эпизодов в «Дворцовых переворотах», сцену драки «барак на барак» в фильме «Фартовый» и еще сотни других картин, составляющих золотой фонд российского кинематографа. Однако капуста — не панацея и в каждом конкретном случае нужен свой подход.

К примеру, в фильме «Летят журавли» есть сцена, когда героиня Вероника, блистательно сыгранная Татьяной Самойловой, дает 18 пощечин Марку (Александр Шворин), который пытается ею овладеть. Над шумовым оформлением этого фильма работала Алла Марковна, и пощечина далась ей нелегко:

— Звук к этой сцене пришлось писать 18(!) дублей. Почему я говорю «пришлось»? Потому что по неопытности я тогда занималась фактически самоистязанием — била мокрой тряпкой по ногам. Потом целый месяц ходила с черными ногами. Но я люблю свою работу! — улыбается Алла Марковна.

На мой вопрос, как бы сегодня «сыграла» этот эпизод, она не отвечает — не хочет раскрывать профессиональные секреты.

 — Пусть все сами ищут, как, — говорит она.

Хотя при этом Алла Марковна, конечно, лукавит: за годы работы на «Мосфильме» она передала свой опыт многим ученикам. Вообще нужно сказать, что для тех, кто хочет овладеть этой профессией, двери тонстудии открыты. Но остаются здесь немногие, поскольку сочетание виртуозного слуха, гибкости тела и умения синхронно попадать в кадр — редкий талант. Но те, у кого все получилось, ни о чем не жалеют. Ведь работа звукооформителя абсолютно лишена рутинности: каждый озвученный кадр — это уникальный мини-спектакль, который, как бабочка-однодневка, рождается и умирает в тот же день.

Александр Аносов

Читайте также

Участники автопробега к Дню Победы развернули у Ржевского мемориала Советскому солдату масштабную Георгиевскую ленту

Около 30 машин автоколонны «Профсоюзного спортивного клуба» прошли маршрут от Москвы до Ржева и развернули у мемориала 50-метровую Георгиевскую ленту.

28.04.2024

Светомузыкальный фонтан на Соборной площади в Твери готовят к открытию

Традиционно в региональном центре фонтаны начинают свою работы в мае.

28.04.2024

В Тверь прибыл красавец-теплоход Мустай Карим

Сегодня на тверской Волге открылся сезон навигации.

28.04.2024

На полигоне в Кушалино под Тверью начинаются полеты авиации с боевой стрельбой

Местных жителей и гостей региона просят обходить леса в округе стороной.

27.04.2024

Опубликован график работы автобусов в период длинных выходных в апреле-мае

Пассажиров просят учитывать данную информацию при планировании поездок.

27.04.2024

Более 33 700 жителей Тверской области приняли участие во всероссийском субботнике «Зелёная весна»

С момента старта акции 13 апреля к ней присоединились более 33 700 человек.

27.04.2024

Мост с дырой более 1 метра в Тверской области залатали только после обращения в прокуратуру

О результатах ведомственной проверки сообщает прокуратура Тверской области.

27.04.2024

Рекомендуемое

Происшествия

Двух женщин и собаку спасли пожарные в Удомле Тверской области

Собаку пришлось спасать от отравления угарным газом.

28.04.2024

Общество

На полигоне в Кушалино под Тверью начинаются полеты авиации с боевой стрельбой

Местных жителей и гостей региона просят обходить леса в округе стороной.

27.04.2024

Культура

Мисс «МедиаТверь» рассказала, как совмещает учебу в 11-м классе и подготовку к конкурсу красоты

Уже завтра в столице Тверской области пройдет финал конкурса красоты и грации «Мисс Тверь 2024».

25.04.2024

Происшествия

Бывший кандидат в депутаты думы Твери убил свою жену

Сиротой осталась дочка, ей нет еще и года.

20.04.2024

Происшествия

В Твери в Заволжье ряд микрорайонов остался без света

Об отсутствии электроснабжения сообщают местные жители.

19.04.2024

Происшествия

Недалеко от Завидово в Тверской области на 7-летнюю девочку упало дерево

По факту травмирования малолетней девочки следователем Следственного комитета организовано проведение проверки.

19.04.2024

Погода

Снег в Тверской области выпал в Бологое, Осташкове, Пено и Торопце

Резкое понижение температуры и снегопады с дождем — главная примета сегодняшнего утра.

19.04.2024

Происшествия

В Тверской области начала гореть трава

Порядка 200 м2 тушили вечером в среду пожарные в Ржевском муниципальном округе.

18.04.2024