Культура
«Каждый день щипать бога за бороду». Главный режиссер тверского ТЮЗа рассказал, почему зритель должен заглядывать в окна театра
11.03.2021 18:15:00
Иван Сергеевич Пачин — это главный режиссер Тверского ТЮЗа. С момента его назначения прошло 1,5 месяца. Завтра, 12 марта 2021 года, выходит первый его спектакль в данной должности. Что последует за ним, он рассказал Afanasy.biz.
Фото: ТЮЗ Твери
Текст: Ольга Вересова
Иван Сергеевич Пачин — это главный режиссер Тверского ТЮЗа. С момента его назначения прошло 1,5 месяца. Завтра, 12 марта 2021 года, выходит первый его спектакль в данной должности. Что последует за ним, он рассказал Afanasy.biz.
— В одном из своих недавних интервью вы сказали, что хотите, чтобы в окна ТЮЗа заглядывали зрители. Было такое?
— Наверняка. Чего не скажешь в запале интервью.
— Придется отвечать за свои слова: как собираетесь добиваться этого?
— Давайте начнем со здания ТЮЗа. Оно огромное, историческое, красивое, расположенное на центральной для Твери площади. И только небольшая его часть сейчас является знаковой. А я хочу, чтобы мы придумали что-то творческое, чтобы у нас в окнах во всем ТЮЗе что-то происходило, и чтобы зритель знал, что все это огромное здание — театр.
Хочется, чтобы мы открыли двери: в прямом и переносном смысле. Чтобы ветер гулял по театру (в хорошем смысле этого слова), чтобы зрителей и друзей театра было много, и чтобы они приходили не только на спектакли, а на разные программы и другие события, сходки, встречи, которые мы будем создавать. Это могут быть читки, выставки в фойе, мастер-классы.
— То есть ТЮЗ для вас — это уже не просто театр, а какое-то арт-пространство?
— Сказать, что ТЮЗ теперь не ТЮЗ, а арт-пространство, очень просто, а сделать в действительности не так легко. Но, конечно, мы должны идти к этому.
— А непросто почему?
— Сложностей полно. Во-первых, человеческий ресурс, во-вторых, переорганизация всех и донесение этой мысли до всех. Но ясно одно: дорога должна быть в ту сторону.
— В связи с этим вопрос: главный режиссер театра — это больше администратор или творец?
— Я еще сам не разобрался. Безусловно, там много от администратора. И при этом очень важно не потерять свое творческое начало, не забывать о себе как о творческой единице. У каких-то больших мастеров, как мы знаем, получается и то, и другое. И опять же мы знаем других больших мастеров, у которых не получается. Мне нравится определение режиссера Римаса Туминаса (художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова — от ред.): он говорит, что режиссер — «это ласковая сила». И главный режиссер тоже.
— А есть сила? Союзники? В пределах театра — понятно, что есть, раз вас пригласили на эту должность. А за его пределами существуют люди, которые в состоянии вас поддержать на этом пути?
— Все поддерживают, все желают терпения, но другой вопрос, как сделать, чтобы поддерживали делом. Для этого я часто сейчас звоню в Петербург и в Москву: ищу энтузиастов, ищу людей с опытом, продюсеров, завлитов, замдиректоров — спрашиваю у них, как можно было бы наладить сотрудничество.
Моноспектакль «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Режиссер, актер: Иван Пачин.
— Что это будет? Коллаборация?
— Мы ищем союзников в театральной России и внутри региона — они нам нужны. В начале разговора, я сказал, что нам нужно открывать двери. Мне просто кажется, что эта история, когда двери театра открываются только перед спектаклем, — она должна стать вчерашним днем. Двери театра должны быть открыты, а там внутри может быть выставка или все что угодно.
— Пример какой-нибудь можете привести? Театра, который все время открыт?
— Электротеатр (ранее Московский драматический театр имени К. С. Станиславского — от ред.), например. Или Гоголь-центр (ранее Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя — от ред.).
— То есть это не классические театры?
— А ТЮЗ классический? Что имеется в виду? ТЮЗ — это театр для детей, для молодежи, для детей и родителей, а все, что для детей, не может стоять на месте, всегда развивается, растет, всегда новое, всегда современное и отвечающее потребностям сегодняшнего дня, и вместе с тем легкое и ясное по воплощению, без громоздких и тяжелых диванов в фойе. Разве нет?
— В чем отличие между ТЮЗом и взрослым театром?
— Отличие ТЮЗа от драмы очевидно: у него и дорога, и аудитория намного шире. От самых юных до самых взрослых, и во всех нужно попасть.
— Тогда по-другому спрошу: почему вы выбрали именно Тверской ТЮЗ? Что в нем такого?
— Каждый из нас пишет свою творческую биографию. В ходе этого ты заканчиваешь какие-то главы и переходишь к созданию новых. Я — как художник — сейчас готовлюсь отвечать на вопрос о том, художник я или функционер. Тверской театр юного зрителя помогает мне в поиске этого ответа. Но с другой стороны у самого театра есть свой собственный, большой путь. И вот однажды эти дороги — моя и ТЮЗа — пересеклись. И мы приносим друг другу, наверное, еще не радость, но… есть некоторое предвкушение правильности пути.
— Про изменения в фойе ТЮЗа — это серьезно?
— Да, я хочу пересмотреть взгляд на фойе театра, его функцию и для этого ищу себе союзников в Твери.
— А на театральное кафе не хотите свой взгляд пересмотреть?
— Кафе мы переделываем уже сейчас. Там будет блэкбокс, «черный ящик» — еще одно, третье, творческое пространство театра, для артистов и зрителей. При этом буфет никто не отменяет, просто мы будем делать это иначе — не за семью дверями и замками, открыто.
— Немного неожиданные идеи от главного режиссера…
— Понимаете, все же взаимосвязано. А в итоге я хочу, чтобы все знали, что есть ТЮЗ, где он находится, чтобы с улицы было понятно, что это театр, чтобы каждый житель Твери знал, что в ТЮЗе есть спектакли для его детей, для детей его более взрослых друзей и для него самого. Чтобы он приходил туда и мог вести диалог с артистами, с режиссером о том, что увидел, чтобы открывался навстречу театру, и чтобы театр открывался навстречу ему. Чтобы после просмотра спектакля он обсуждал его со своим ребенком. Чтобы мы с ТЮЗом поднимали сложные, очень необходимые темы, чтобы спектакли (не все, но многие) были пилюлями, лекарством для детей и родителей. И, конечно, я мечтаю, чтобы мы ушли от этих пережитков — фойе, кафе, «ТЮЗ это только для детишек».
На рабочем месте в тверском ТЮЗе.
— Ваш ТЮЗ — театр Чехова, Шиллера, Островского, Бергмана? Что зритель будет здесь смотреть?
— Он многообразный. Должна быть классика? Да. Должно быть что-то новое? Безусловно. И сказки, и новые драмы, и детская современная литература, в том числе. Например, Мария Парр (детский писатель из Норвегии — от ред.). А ТЮЗ должен все это соединять. В этом и сложность ТЮЗа, и его преимущество.
Вот мы недавно делали читку Даны Сидерос «Черный Апельсин» (пьеса российской поэтессы, драматурга и иллюстратора — от ред.). И она прошла очень хорошо, зритель ее воспринял, мы долго разговаривали после этого, даже несмотря на то, что тверская публика пока не очень расположена к диалогу. И мне кажется, это верный путь. Как говорит мой друг, артист архангельского театра: «Пусть прорастают все цветы».
— И школьная программа тоже?
— Да. А почему вы именно про это спрашиваете?
— Не боитесь, что не получится? Все-таки зритель привык к классике и может быть не готов к ее новым прочтениям.
— Знаете, Пастернак на эту тему хорошо сказал: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать». Эта фраза с института меня сопровождает. Мы должны трудиться, искать, творить, писать свою творческую биографию — ясно, открыто и даже, в некотором смысле, восторженно. Нельзя не понимать, что за нами — дети, и если мы не зададим вопросы детям и их родителям, то, возможно, их никто им никогда не задаст.
— В эту пятницу, 12 марта, в ТЮЗе премьера — ваш моноспектакль «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?», где вы одновременно режиссер и актер. Потом, в конце марта, актер Сергей Зюзин, представит свою вторую режиссерскую работу — «Дядю Степу». Что дальше?
— Приедет скоро режиссер Филипп Гуревич, мы с ним сейчас отбираем материал для будущего проекта. Будут и другие режиссеры. И будет еще одна моя постановка в ноябре. То есть в ТЮЗе будет, как минимум, три новых больших спектакля в 2021 году.
— Продолжит ли ТЮЗ «погоню» за «Золотой маской»?
— Специально такой цели мы не ставим.
— Как? А на что тогда рассчитывает режиссер, когда ставит спектакль?
— На то, что восторженные зрители понесут его после спектакля прямо от сцены до дома. Но где-то в глубине души он понимает, что, видимо, не в этот раз. Тогда пусть не побьют хотя бы, думает он. А если серьезно: художники — люди полярных мнений. С одной стороны мы все, конечно, считаем, что сделали что-то хорошее, и ждем от зрителя и коллег соответствующей реакции, а с другой стороны любой осознает, что его могут не понять и не принять. Или поймут, но не оценят. Все это — нормальный творческий процесс, наша дорога. И цели у всех разные: у кого-то «Золотая маска» и признание профессионального сообщества, у кого-то — зрительский интерес. Они, в общем, одинаково достойны.
Моноспектакль «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Режиссер, актер: Иван Пачин.
— Как быть интересным для зрителя?
— Ты просто должен быть честен, потому что ты создаешь это, прежде всего, для себя. Если это детский спектакль, то не для себя сегодняшнего, а для себя — ребенка. Потому что зрителей ты все равно не знаешь, а с собой ты уже знаком. Или, по крайней мере, пытаешься себя познать. Лично я, когда ставлю спектакль, всегда задаю себе вопросы: каким ребенком и подростком я был? А меня тогдашнего бы это тронуло? А меня это касается? Ведь зрителю интересно, когда он чувствует, когда вспоминает «запах хлеба, вкус детства, голос матери».
— Сегодня многие театры начинают создавать маркетинговые истории вокруг спектаклей: выпускают мерч с цитатами, например. Как вы к этому относитесь?
— Хорошо отношусь. И, возможно, в ТЮЗе мы это реализуем.
— На одной из театральных премий в Санкт-Петербурге вы сказали, что «даже когда у вас не будет денег, вы будете делать театр будущего театром настоящего». Выходит, деньги — это не самое главное в творчестве и в театре?
— Главное — это единомышленники, твои товарищи, которые скажут, когда ты пошел не в ту сторону. Акт творчества — это акт любви. Бывает, конечно, любовь за деньги, но она другая. А театр — точно не про деньги. Он про мечту, про творчество, про молитву. Он про бога, роль которого исполняет зритель.
Я всегда говорю актерам перед спектаклем: мне важно, чтобы вы выходили на сцену с любовью к своей профессии, к своему партнеру, выбравшему такой же путь, и к зрителю.
От всех других профессий нас отличает то, что мы здесь из-за мечты. Мы здесь не потому, что нам обещали большие золотые горы, или потому, что мы будем каждый день щипать бога за бороду, а восторженная толпа будет носить нас из гримерок домой. Нет, никто нам этого не обещал, но мы все равно пришли сюда.
Далее по теме:
Читайте также
Соответствующая закупка была размещена сегодня на сайте ЕИС Закупки.
25.04.2024
Уже завтра в столице Тверской области пройдет финал конкурса красоты и грации «Мисс Тверь 2024».
25.04.2024
Фестиваль пройдет в более 40 городах России.
25.04.2024
Город снова станет съемочной площадкой.
24.04.2024
В городе начинаются съемки сразу двух фильмов.
17.04.2024
Он работал учителем сельской школы, был тренером рукопашного боя. Сейчас он один из самых заметных блогеров Тверской области.
17.04.2024
Требование объясняется сохранением традиционных семейных ценностей.
17.04.2024
На заседании Бюджетной комиссии также рассмотрены вопросы ремонта и укрепления в 2024 году материально-технической базы колледжей, подведомственных Минкультуры региона.
11.04.2024
Рекомендуемое
Погода
В Тверской области 2 и 3 мая прогнозируются ночные заморозкиСиноптики предупреждают о резком похолодании на территории верхней Волги и у соседей.
30.04.2024
Афиша
В Твери 1 мая во всех районах города пройдут праздничные событияПолную программу к Первомаю опубликовал муниципалитет на официальном городском сайте.
30.04.2024
Происшествия
Двух женщин и собаку спасли пожарные в Удомле Тверской областиСобаку пришлось спасать от отравления угарным газом.
28.04.2024
Общество
На полигоне в Кушалино под Тверью начинаются полеты авиации с боевой стрельбойМестных жителей и гостей региона просят обходить леса в округе стороной.
27.04.2024
Культура
Мисс «МедиаТверь» рассказала, как совмещает учебу в 11-м классе и подготовку к конкурсу красотыУже завтра в столице Тверской области пройдет финал конкурса красоты и грации «Мисс Тверь 2024».
25.04.2024
Происшествия
Бывший кандидат в депутаты думы Твери убил свою женуСиротой осталась дочка, ей нет еще и года.
20.04.2024
Происшествия
В Твери в Заволжье ряд микрорайонов остался без светаОб отсутствии электроснабжения сообщают местные жители.
19.04.2024
Происшествия
Недалеко от Завидово в Тверской области на 7-летнюю девочку упало деревоПо факту травмирования малолетней девочки следователем Следственного комитета организовано проведение проверки.
19.04.2024